Как создавать себя или почему психология не помогает

Каждый из нас создает себя. Осознание этого факта повышает шансы на осмысленную жизнь. Обычно с таким запросом идут к психологам, которые в своей манере объясняют как настроить себя для решения внутренних проблем и беспокойств. Однако, психологи не могут снабдить человека действенными практиками для создания себя. Сленг психологов и инженеров сильно отличается, и так повелось, что инженерия в массовом сознании не ассоциируется с личностью и гуманитарными вопросами.

Однако лучшие и наиболее действенные практики для личного саморазвития даются именно в инженерии. Вот только два принципа системного подхода, которые вы никогда не узнаете из психологии.

Во-первых, инженер создает систему под те условия и среду, в которых она будет функционировать. Многие системы, например, IT-системы, меняются прямо в процессе использования и перестраиваются. При этом может кардинально меняться даже архитектура эксплуатируемой системы. Точно также системный человек (деятель) должен уметь быстро конфигурировать себя под новые условия жизни. Это означает, что человек должен, в первую очередь, хорошо понимать архитектуру своего жизненного мастерства. Да-да, есть архитектура здания, автомобиля или IT-системы. Точно также есть архитектура деятеля. Почему вы никогда не наймете строителя-застройщика, который не знает, что такое архитектура, но при этом до сих пор занимаетесь собой (саморазвитием) как любитель?

Конечно, это сложно понять. Намного проще говорить с психологами на бытовом языке. Считается, что развитию себя учиться не нужно, достаточно иметь психотерапевта. Но почему-то проблем не становится меньше, а эффективность и скорость изменений часто не соответствует вашим запросам. Если вам повезет, то как-то всё образуется. Привыкнете, снизите свои аппетиты к жизни. Приведете желания к возможностям своей несовременной архитектуры жизненного мастерства. Или же вы сможете освоить системный язык, и будете с его помощью описывать свою жизнь, реализовывать рабочие проекты и создавать успешные системы.

Во-вторых, инженер в отличие от психолога обратит внимание на то, что нельзя рассматривать одну систему (себя), а необходимо смотреть в каких командах и проектах вы играете роли, и какие системы вы при этом создаете. Например, вы осуществляете личный проект по воспитанию ребенка, вы строите новую жизнь в новой локации, вместе с командой создаете стартап. В этих случаях качество вашей жизни зависит от успешности систем - готовый ко взрослой жизни ребенок, устроенный быт и отлаженные процессы на новом месте жительства (и/или проданная квартира и купленная новая), IT-продукт вашего стартапа.

Никакой психолог не сможет объяснить какое вам необходимо мастерство, чтобы моделировать такие разные 3 целевые системы (продукты) и 3 проекта по созданию этих систем. А вот системная инженерия дает универсальный подход к созданию этих 6-и и любых других систем. Если вы уверены в своем жизненном мастерстве, то вы будете для себя лучшим психологом. То есть вы всегда будете в тонусе, и будете быстро справляться со многими беспокойствами.

Системное саморазвитие кардинально отличается от личностного роста. Инженер может сочетать инженерный и гуманитарный подход, а психологи, коучи и другие специалисты по личности будут опираться только на свои ограниченные теории. Этих теорий недостаточно, чтобы воссоздать себя заново в новых жизненных условиях, и делать это постоянно в течение всей жизни, не боясь новых проблем и трудностей (не нужно будет каждый раз бежать за помощью к "специалисту"). Поэтому не ходите к психологу, если у вас, конечно, не критический случай. Если вы здоровый человек, то лучше инвестировать время в свое жизненное мастерство, в фундаментальное образование. И тогда вы сможете конфигурировать себя под любые внешние условия какими бы они не были.      

Где формально учат создавать себя, системно развиваться, конфигурировать себя под новые условия, осуществлять архитектурную работу над собой? В школе, вузе или на предприятии учат конкретным дисциплинам, причем там государство и работодатель явные заказчики, которым нужны работники под свои нужды. Ваше личное развитие вторично в этом обучении. Особо умные методом проб и ошибок (неявно) как-то сами приходят к умению саморазвиваться, но на это уходят десятилетия (и этот опыт сугубо личный, не обобщенный в строгую дисциплину). Большинство же ничему не учится, поэтому зависит от того мастерства, которое дало государство. Отсюда проблемы и неустроенности, замкнутый круг.

Наша школа не только меняет мировоззрение (об этом, в частности, курс “Системное саморазвитие”), но и формально или явно учит фундаментальным дисциплинам, которые применимы к созданию личности, ИТ-системы, команды или предприятия, сообщества или общества, страны или человечества. Оказывается, что для всех этих систем есть нечто общее. И в этом прелесть фундаментального образования. Один раз выучиваешься, но потом быстро разбираешься в прикладных сферах и быстро доучиваешься. Поэтому создавай себя как систему, и делай это как инженер.    

Добрый день! Пост интересен, т.к. сам работаю психологом на предприятии.
Замечу, что психология и психотерапия - разные виды деятельности. Первая - научная, а вторая - клиническая. И обе не про саморазвитие. Оговорюсь, что не буду касаться “популярной психологии” с её мифами.
Например возрастная психология описывает развитие разных сфер психики. Когнитивное развитие заканчивается к 15 годам с появлением стадии формальных операций. Именно когнитивное, не системное, прикладное или какое-то другое. И интерес возрастной психологии к развитию мышления на этом в принципе можно считать исчерпанным. Кто хочет развиваться дальше будет вынужден обращаться к другим теориям.
Психотерапия вообще не настроена “саморазвивать” людей, там цель другая - снять или снизить интенсивность эмоций. И да, в научно-доказательных подходах используются практики для “выращивания” у клиента психопрактического мастерства: почитать копинг-карточку, заполнить таблички, провести оспаривание иррациональных убеждений или экспозицию и т.д. И накал эмоций снижается, человек приходит в норму. Но вот именно “саморазвитием” там никто не занят. Цели другие.