Новому миру - новая грамотность и новое фундаментальное образование

Цивилизация развивается за счет знаний, а они бесконечны. Это понимание оказалось главным условием прогресса, поскольку до научной революции и эпохи Просвещения считалось, что человечество уже овладело всеми основными знаниями, которые хранятся в авторитетных источниках (древних писаниях). Даже исходя из этого можно утверждать, что нельзя останавливаться в развитии всеобщей грамотности.  

В современном обществе читать и писать умеют практически все, грамотность считается фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие человека. В Википедии написано: “Открывая доступ к книге, грамотность даёт возможность пользоваться знаниями, созданными человечеством”. Но к этому утверждению есть две важные поправки.

Во-первых, знаний стало не просто много, они стали сложнее и чаще меняются, причем даже фундаментальные теории подвержены частым и кардинальным изменениями. Уже нельзя сказать, что грамотность дает полноценную возможность пользоваться SoTA-знаниями. Нужно нечто большее. Во-вторых, формулировка “доступ к книге” кажется устаревшей. Современный человек кардинально отличается от человека прошлого за счет своего второго мозга (экзокортекса), которым он должен научиться правильно пользоваться. Гаджеты есть у большинства людей, но это не означает, что все они существенно повысили свою продуктивность или смогли адаптироваться к новому миру.

Мне представляется, что необходимы две взаимосвязанные реформы, которые нацелены на новую грамотность и новое фундаментальное образование. Первое дает человеку функцию быстрого обучения (обновления себя), а второе  - функцию решать новые задачи. Основу новой грамотности составляет не столько компьютерная грамотность и знание IT, а сколько практики ученика (или умение учиться), совмещенные с личным экзокортексом: мышление письмом или моделированием, личное стратегирование, инвестирование времени, управление социальной средой и другие. В основе новой фундаментальной программы - 16 трансдисциплин интеллект-стека: инженерия, методология, риторика, этика, эстетика, исследования, рациональность, логика, алгоритмика, онтология, теория понятий, физика, математика, семантика, собранность, понятизация.

Умение быстро учиться позволит с большей вероятностью осваивать трансдисциплины интеллект-стека, а это в свою очередь, позволит правильно выбирать и также быстрее осваивать прикладные практики и знания на фронтире.

Так или иначе человечество будет повышать средний уровень грамотности, хотя бы за счет тех, кто смог прорваться на фронтир. Но осознанное повышение стандарта всеобщей грамотности позволит обучить массы и быстро увеличить число людей, способных освоив интеллект-стек продвинуть науку. Мы как школа хотим стать частью мировой системы, которая будет формировать и реализовывать новые стандарты. Мы считаем, что изменение мира в лучшую сторону возможно, если в нем появится больше умных людей.

В 1820 году, когда грамотными были лишь 20% всего населения мира, существовали энтузиасты, которые думали о всеобщей грамотности. Прошло 180 лет, и к 2000 году уже 80% населения земли стали грамотными. Новая грамотность похожа на прививку от глупости, которая может привести ко вселенской катастрофе. И грамотность не должна ограничиваться простыми навыками, можно ставить более амбициозные задачи и делать основы обучения более сложным, ведь перед человечеством стоят интересные и глобальные задачи. А чтобы быстрее обучать (новой грамотности или новому фундаментальному знанию) нужно будет использовать IT и искусственный интеллект. Именно поэтому мы стремимся не только создать лучшую в мире фундаментальную образовательную программу, но и лучший экзокортекс Aisystant. Его можно использовать в любом аспекте бесконечного развития (а не только в процессе обучения в ШСМ).

Для реализации идей массового обучения будет необходимо осуществить аналог уберизации в образовании. Во-первых, нужно снизить стоимость лучшего в мире образования. Например, обучение сравнимое с Гарвардским может стоит в 100 раз дешевле. Второе - сделать сложное обучение доступным для большего числа людей. Такие сложные программы как мехмат или физфак могут заканчивать в 1000 раз больше людей. Мы уже двигаемся по обоим направлениям. Это наш рецепт изменения мира. Да, как и любой идеал, он сложно достижим, но люди уже не раз доказывали, что возможно добиться чего угодно. Проблемы будут всегда, но только наши новые знания смогут справиться с ними. Мы сами учимся, и применяем новые знания для создания нового мира.        

Каким может быть мир будущего? Человечество может стать межпланетным видом, и, спасибо Илону Маску, что идея с Марсом перестала быть объектом шуток. Угроза астероида-убийцы всего человечества тоже стала восприниматься всерьёз. В научных кругах обсуждают другие миры и метавселеные, жизнь после смерти и перенос сознания. Помешательство по поводу возможного засилья роботов проходит, и мы стоим на пороге повсеместного использования самоуправляемых автомобилей. Эти, и многие другие прорывные технологии, о которых мы даже не догадываемся, обязательно появятся. Они могут принести благо и обязательно принесут новые проблемы. Но человечество сможет справиться с новыми вызовами только если станет умнее в целом.

Мир будущего, благоприятный для развития цивилизации, предполагает многократный рост по всем показателям. Корпорациям потребуется еще больше умнейших людей, и правительства будут так же конкурировать за людей. Нам важно, чтобы обучение базировалось на лучших современных теориях и учитывало потребности на уровне всей цивилизации и на уровне личности, а не только на уровне страны, общества или компании. Компании и страны редко учитывали интересы личности (даже когда проводили реформу грамотности) и редко мыслили категориями цивилизации. Поэтому мы в своей программе упираем на связь между естественно-техническими и гуманитарными дисциплинами, и предлагаем общий фундаментальный подход к созданию систем на разных системных уровнях (безмасштабность, бесконечное развитие, третье поколение системного подхода).

Для того, чтобы инициировать и распространить новую грамотность вместе с новым фундаментальным образованием нельзя уповать на прошлый опыт. Нельзя ориентироваться только на заказ со стороны государств, элит или крупных компаний. Будем использовать новые децентрализованные технологии (De-fi, DAO, криптовалюту и другие). Новая криптовалюта может быть обеспечена новыми знаниями, которые будут буквально создаваться, осваиваться людьми и приводить к изменению мира к лучшему. Вполне возможно реализовать идею получения токенов за счет обучения, их можно намыслемайнить. О том какие необходимы системы создания для проведения реформ подробнее расскажу в следующих постах.

Настойчиво полагаю, что новая грамотность и новое фундаментальное образование не будут иметь надёжного и осознанного фундамента без базовой онтологической грамотности и онтологического же образования, т.е. без выстроенной картины УСТРОЙСТВА социальности на основе текста (языка, речи, слов), потому что всё остальное — мышление, письмо, проговаривание, социальная среда, саморазвитие и т.п. — являются вторичными производными. Базовая реперная онтология — несущая опора, требующая прямого выбора и прямого научения.