Кто такой "успешный человек"?

Доинтернетовские времена в каждой сфере человеческой деятельности – от уличного двора до космоса - были авторитеты, на которых хотелось равняться. Безусловно они казались успешными, и некоторые таковыми остались в памяти. Однако про других позже стало известно, что успешными они были в чем-то одном, а в другом у них были серьезные проблемы. Сейчас с авторитетами стало намного хуже. Многие «успешные» люди порой платят слишком высокую цену. Проблемы с нервами и здоровьем – это не самое худшее. «Успех», завоеванный слишком большой ценой, достаточен для пиара, но не для для любимого. Жизненная энергия и внутренняя гармония являются немаловажным критерием при определении успеха.


Доинтернетовские времена в каждой сфере человеческой деятельности – от уличного двора до космоса - были авторитеты, на которых хотелось равняться. Безусловно они казались успешными, и некоторые таковыми остались в памяти. Однако про других позже стало известно, что успешными они были в чем-то одном, а в другом у них были серьезные проблемы. Сейчас с авторитетами стало намного хуже. Интернет знает всю подноготную, и если немного поскрести гламурный образ, то публичный «успех» в чем-то одном компенсируется скрытыми от публики проблемами в другом.

Многие «успешные» люди порой платят слишком высокую цену. Проблемы с нервами и здоровьем – это не самое худшее. «Успех», завоеванный слишком большой ценой, достаточен для пиара, но не для для любимого. Жизненная энергия и внутренняя гармония являются немаловажным критерием при определении успеха.

В этой связи не поднимается рука перенимать опыт человека, который имеет признание в какой-то одной сфере деятельности, если в других сферах у него большие проблемы. например, успешный руководитель смог достичь совершенства в исполнении ролей менеджера и лидера. Он заработал капитал, делится своим опытом на публичных площадках. Но является ли он успешным, если он упустил взросление дочери и не имеет с ней теплых отношений?

Понятие успешного человека должно быть интегральным, цельным, полным. Можно обратиться к пирамиде Маслоу, в которой перечислены области человеческой деятельности и потребности, для реализации которых мы играем соответствующие роли - от добытчика до исследователя. Сам принцип пирамиды не важен, можно привести и более простую классификацию: отношения (семья), работа, богатство, общение (друзья), дети, здоровье, общественная жизнь, духовность и т.п. Можно иметь выдающиеся достоинства в каких-то сферах деятельности, но это не успех.

Люди, добившиеся высоких результатов в одной сфере деятельности, научились хорошо играть определенные роли, освоили известный метод или придумали свой. Подчас они много трудились, ведь как говорят ученые, гениями становятся не от рождения, требуется инвестирование тысячей и десятков тысяч часов времени. Возможно, из-за этого не хватает времени ни на что другое.

Особо интересны люди, которые смогли добиться выдающихся результатов в одной или нескольких сферах, а в других сферах у них просто всё хорошо. Успешный инженер, имеет хорошую семью, он авторитет и наставник для детей, финансово благополучен, спортсмен, занимается саморазвитием и расширением кругозора, хороший друг и имеет общественные интересы, занимается исследованием и т.п. Такое встретить редко, но очень хотелось бы.

Получается, что для интегрального успеха необходимо что-то больше, чем умение хорошо играть роль в той сфере, в которой вы добились большого результата. Исключительно инженерные прикладные практики вряд ли будут востребованы во всех остальных сферах. Тут нужно, что-то фундаментальное или универсальное, основная функция которого, как ни странно, это скорость.

Почему для успеха в первую очередь важна скорость?

Слово «успешный» можно связать со словом «успевающий», то есть тот, кто успевает в своем жизненном времени хорошо сыграть эти многочисленные роли. Причем у него было выделено отдельное время, чтобы еще научиться играть эти роли правильно. Да-да, нужно учиться играть роль авторитета-наставника для ребенка или роль пловца, чтобы был такой же успешный результат как в работе инженера или операционного менеджера. И только положительные результаты будут приносить удовольствие, которое является неотъемлемым свойством интересной жизни.

Считаю, что экономить жизненную энергию и сокращать время до получения положительного результата позволяет только развитый интеллект. А интеллект развивается за счет фундаментального знания трансдисциплин (системного мышления, онтологики, ролевого мастерства, вычислительного и научного мышления) и деятельностного кругозора. Это то самое необходимое универсальное жизненное мастерство. То, что позволяет быстро находить (за это отвечает кругозор) и осваивать (за это отвечают фундаментальные знания) новые прикладные практики.

Человек формируется как платформа, в которой есть несколько уровней: части тела и мозга, отвечающие за собранность, за мыслительное и прикладное мастерство. Именно мощный образовательный фундамент позволяет осваивать новую профессию после обнуления предыдущего опыта или применять одни и те же общие ходы мышления, когда вы разбираетесь с практиками маркетинга, воспитания детей или горных лыж.

Идея человеческой платформы состоит в том, чтобы развить части мозга и тела до такого уровня, которое позволит в дальнейшем легко и быстро дообучаться до нужного уровня жизненного мастерства. В жизни человек часто переучивается и играет многочисленные роли, вписывается в рабочие и социальные коллективы, ему приходится соответствовать разным требованиям. Понятие человеческой платформы позволяет говорить об универсальном мастерстве человека, которому по жизни придется быть мужем, отцом, воспитателем, менеджером-инженером-предпринимателем хотя бы по отношению к своей жизни, а также исполнять роли в рабочем проекте (инженер по требованию, маркетолог, ИТ-разработчик и т.п.) или в различных жизненных ситуациях. Человек как платформа должен быть способен выполнять различные практики на всех стадиях жизнедеятельности бесконечно-развивающегося человека.

Развивая себя как платформу мы можем быстрее адаптироваться к меняющемуся миру, а также меньше рискуем инвестируя время в какую-то одну прикладную сферу деятельности. С точки зрения человечества, возможно, вероятность появления гениев типа Эйнштейна уменьшится, но зато с точки зрения отдельного человека возрастает вероятность жить интересной жизнью и иметь интегральный успех.

P.S. Как учиться в Школе системного менеджмента читайте в статье "С чего начинать учиться в ШСМ".

Источник: канал "Жизнь по интересам" Я.Дзен

Сразу же подумалось про "всесторонне-развитую личность", причём такая формулировка слышится либо как указание на редкость и "особый вид", либо даже с некоторым подтруниванием, если не издёвкой. В этой заметке понравился упор на то, что такая всесторонне развитая личность может/должна стать (в будущем? завтра?) чем-то обыденным, если не стандартной планкой. В противовес всё реже слышимому "развитие в чём-то одном, но до уровня эксперта".

Также нравится идея отбрасывания всего лишнего в рамках освоения трансдисциплин; напоминает эзотерическое "отпусти всё лишнее", в хорошем смысле.

А вот про отсутствие/уменьшение гениев уровня Эйнштейна мысль такая— есть ли идея, что их, гениев, сейчас как раз надо меньше/не надо вообще? И может ли человек развитый (трансдисциплинарно, как вид) достичь коллективного состояния одного большого гения?