Трансдисциплина и метод

В 21 веке перед человеком все чаще возникают новые задачи и постоянно требуется менять методы решения старых задач. Как ускорилось время можно посмотреть на примере пит-стопа в «Формуле-1». Обслуживание болида с 1950 года сократилось с 1 минуты 20 сек до 3 секунд. Методы работы команды, используемые технологии и профессиональные знания неоднократно менялись за эти 70 лет. Чтобы постоянно быть в гонке и быть востребованным специалистом необходимо постоянно усиливать интеллект. Невозможно держать в голове большое число картин мира на все случаи жизни, хотя бы потому что не хватит времени на их загрузку/обучение. Что в таком случае делать? Выход состоит в том, чтобы загружать в первую очередь фундаментальные картины мира, которые помогают при необходимости быстро осваивать более прикладные картины мира. Такие фундаментальные картины мира формируются трансдисциплинами. Интеллект развивается путем освоения трансдисциплин.


Трансдисциплина

В 21 веке перед человеком все чаще возникают новые задачи и постоянно требуется менять методы решения старых задач. Как ускорилось время можно посмотреть на примере пит-стопа в «Формуле-1». Обслуживание болида с 1950 года сократилось с 1 минуты 20 сек до 3 секунд. Методы работы команды, используемые технологии и профессиональные знания неоднократно менялись за эти 70 лет. Чтобы постоянно быть в гонке и быть востребованным специалистом необходимо постоянно усиливать интеллект.

Интеллект развивается за счет решения разных сложных задач. Как происходит решение задач?

Если выполнять одну и ту же работу, то формируется автоматизм, который позволяет экономить психическую энергию. Сознание присутствует в момент автоматизма, но работает быстрое интуитивное мышление по Канеману[1]. Однако, когда нужно решить новую задачу или старый класс задач новыми методами, которые дадут результат в скорости или в качестве, то тогда задействуется интеллект, который воспроизводит медленное мышление по Канеману.

Медленное мышление оперирует теми картинами мира, которые были изучены или загружены в голову ранее. Такая загрузка происходит из окружающей человека среды, и в том числе путем обучения. При столкновении с задачей мозг либо распознает её как известную, и тогда находит автоматический ответ (например, 2х2=4), либо начинает размышлять. Размышления – это работа мозга, когда в сознание подгружаются нужные модели мира. Таких картин мира в голове достаточно много, научные и ненаучные картины мира уживаются между собой. Мозг вычисляет нужные картины мира для решения конкретной задачи и «подгружает» их для осознанной работы. Но если нужных картин мира в голове нет, то потребуется загрузить или потребить нужную информацию. Например, прочитать необходимую литературу или пройти обучение.

Невозможно держать в голове большое число картин мира на все случаи жизни, хотя бы потому что не хватит времени на их загрузку/обучение. Что в таком случае делать? Выход состоит в том, чтобы загружать в первую очередь фундаментальные картины мира, которые помогают при необходимости быстро осваивать более прикладные картины мира. Такие фундаментальные картины мира формируются трансдисциплинами. Интеллект развивается путем освоения трансдисциплин.

Трансдисциплина – это тоже дисциплина (картина мира), но приставка «транс» означает, что ее содержание может использоваться в других дисциплинах. Например, понятия и принципы системного мышления вполне используются и применяются в предпринимательстве, инженерии и менеджменте. Поэтому системное мышление будет трансдисциплиной для этих дисциплин. В свою очередь, онтологика является трансдисциплиной для системного мышления.

Хорошее знание трансдисциплин формирует способность разбираться с соответствующими дисциплинами, и соответственно иметь возможность решать разные прикладные задачи. Скорость обучения новым теориям/дисциплинам обуславливается знанием соответствующих трансдисциплин. Без знания онтологики сложно и долго осваивать системное мышление. Системное мышление поможет быстрее разбираться с предпринимательством, инженерией или менеджментом.

Прикладные дисциплины меняются достаточно часто, и с прошлого века они изменились настолько, что пришел черед изменения трансдисциплин. Именно поэтому говорим, что в настоящее время STEM[2] уступает место новому списку трансдисциплин, которые задают понятийную базу для современных прикладных практик. Как было сказано ранее, современными методологическими трансдисциплинами являются: онтологика и коммуникации, научное мышление, вычислительное мышление, системное мышление.

Метод и практика

А чем отличается метод/методология от трансдисциплины?

Мы не будем различать между собой понятия «метод» и «методология». Методология/метод – это совокупность определенных практик, которые необходимо выполнить какую-то работу под «ключ». Например, метод формирования прически могут входить практики мойки головы, стрижки, сушки, укладки, а в метод сборки автомобиля – совокупность определенных практик сварки, сборки деталей и т.д. Таким образом, метод – это набор практик из разных сфер деятельности, которые объединяются в одном методе, чтобы провести сложную работу.

Метод определяется через понятие «практика». Практику в системном мышлении определяем как совокупность дисциплины (теория) и технологии, которые поддерживают данную дисциплину. Трансдисциплина используется в нескольких дисциплинах (теорий), а метод состоит из совокупности практик, которые в свою очередь описываются через дисциплину и технологию.

Например, есть практика «Помодоро». Можно выделить понятия и принципы, которые формируют дисциплину. В теории описывается, что нужно запускать таймера в тот момент, когда вам необходимо выполнить запланированное дело. Далее требуется сфокусировано работаете в течение 25 минут, т.е. 1 «помидор», после чего делаете короткий перерыв в 5 минут. После 4 помидорок делаете длинный перерыв длинной в 15-20 минут. Для реализации данной дисциплины можно использовать различные приложения на смартфоне, или простой таймер, который использовал основатель практики Франческо Чирилло.

Важное отличие теории (или трансдисциплины) от практики (или метода) в том, что в результате реализации практики или метода всегда получается какой-то рабочий продукт. Рабочий продукт представлен в физическом мире: это может быть какой-то документ или какая-то система. Например, в результате метода формирования прически появляется прическа, а в результате реализации практики бухгалтерского учета появляется документ в виде бухгалтерского баланса. Технология – это какое-то устройство или объект, которое помогает человеку создавать рабочий продукт. В приведенных примерах технологией являются ножницы и программная система 1С-бухгалтерия. Дисциплинами являются бухгалтерский учет и теория парикмахерского дела. Дисциплина изучается или кладется в голову, а технология осваивается или тренируется.

Такое различие помогает организовать процесс обучения, который распадается на две составляющие. С одной стороны, необходимо изучать дисциплину (теорию), а с другой стороны, чтобы менять мир нужно тренироваться или осваивать соответствующие технологии. Выбор нужных дисциплин для решения задач и быстрое их изучение – это способность интеллекта, которая формируется изучением трансдисциплин. Дисциплины и технологии меняются часто, а трансдисциплины намного реже. Однако, в настоящее время мы живет в эпоху, когда трансдисциплины переживают кардинальное изменение.


[1] Даниель Канеман «Думай медленно, решай быстро»

[2] Термин STEM используется для объединения академических дисциплин -наука, технологии, инженерия, математика: https://en.wikipedia.org/wiki/Science,_technology,_engineering,_and_mathematics

Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление».