"Собранность" - результаты

Введение

В тексте рассказан личный опыт прохождения курса “Собранность” от Школы системного менеджмента [1]. Отражены впечатления, полученные результаты и дальнейшие планы, но не содержание курса. Используются специфические термины из курса, поэтому что-то может быть непонятным тем, кто не знаком с курсом и материалами школы. Если хочется понять, какую информацию дает курс, лучше обратиться к соответствующей странице на сайте школы.

Почему “Собранность”?

У меня давняя история взаимоотношений с ШСМ. Читаю Левенчука [2] давно, а первый раз был на обучении аж в 2016 году. Тем не менее, до сих пор не интегрировал в себя системный подход, что означает, что у меня проблемы с практическим внедрением материалов. Но есть и плюсы - материалы школы много раз были просмотрены в том или ином виде, а это тоже важно.

В этот раз решил начать с курса “Собранности” [3]. Начал не с Онтологики, а с Собранности, т.к. Онтологику уже проходил какое-то время назад. Впрочем “Собранность” тоже была прочитана, но текущий подход должен был стать серьезным и с выполнением заданий. План был такой: инвестировать в обучение 1 час каждый день и проходить главу за 1 неделю. Таким образом чистое время прохождения должно было составить 70 часов, а календарное время 10 недель

Начал курс 13 февраля с соответствующим планом завершения 23 апреля.

Сегодня 12 мая и этот пост мой последний материал в рамках курса “Собранности”. Я затратил 75 часов чистого времени на прохождение курса плюс отдельно занимался моделированием личных проблем с вниманием 10 часов . План был такой: инвестировать в обучение 1 час каждый день и проходить главу за 1 неделю.

Итого, по чистому времени уложился почти точно, по календарному времени на 2.5 недели больше.

Прохождение курса

Есть огромная разница между чтением курса и прохождением. За пару месяцев до текущего захода на обучение курс был прочитан и довольно внимательно. Интересно, что сразу после прочтения курса был какой-то эффект, но через недельку он куда-то исчез. А вот выполнение заданий позволило выйти на совершенно другой уровень. Но времени это заняло намного больше. Вообще есть три уровня работы с курсом: просто прочесть текст, прочесть текст и пройти задания, пройти курс с преподом. Авторы предупреждают, что самый лучший эффект дает именно прохождение курса с преподом, а self-paced прохождение может быть сложным. Просто чтение оно неэффективно и вообще говоря не является обучением. Я настроился на self-paced прохождение, хочется надеяться что оно было эффективно, но я был предварительно хорошо погружен в среду, прошел пропитку, если выражаться терминами курса. Сразу был выделен минимум 1 час в день на работу с материалами курса. Это был важный момент, который сильно помогал в начале.

Уже позже стало понятно, что есть хитрый момент в работе с курсами от ШСМ, что можно тратить на них и рабочее время, если занимаешься рабочими задачами. Об этом много говорилось в одном из видео Лаборатории собранности [4]

В сторону, видео Лаборатории собранности это прям классная пропитка, я их прослушал, наверное, все. Слушаю обычно в машине, когда куда-то еду один. Прям интересно слушать как проходят обсуждения в онтологии системного подхода.

Курс ставит собранность, это что-то вроде GTD согласованное с системным подходом

После курса стали понятны масштабы бедствия.

Во-первых, еще лучше стало ясно, что я получу после прохождения всей линейки курсов ШСМ, было поймано ощущение, что это будет полезно конкретно для меня. Окончательно стало ясно, что делать задания нужно обязательно, это собственно и есть курс, весь смысл в них, так как они приземляют материал курса на реальность конкретного человека. Также стало понятно, что “Собранность” это лишь оболочка, внутреннее содержание ставится  другими курсами. Но без этой оболочки будут сложности с освоением других курсов.  Также стало понятно, что это реально долго, это тот самый год по часу в день осознанной практики. Хорошие новости в том, что можно пройти и быстрее - если тратить больше времени, то можно соответствующим образом ускорить прохождение курса. Это можно делать, если получится подвинуть другие дела.

Во-вторых, были грустные новости с осознанием себя - стало понятно, что за годы самостоятельной деятельности - а я с 2006 года не работаю в найме - фактически я разучился работать. Возможно и не умел. Под умением работать понимаю регулярное без срывов многочасовое сидение, обдумывание и решение задач.

Благодаря курсу потихоньку это стало меняться. Такой вот переход от неосознанной некомпетентности к осознанной некомпетентности в плане умения работать. Сейчас ставлю себе цель добиться в среднем 25 часов в неделю deliberate practice к началу осени. Цель для меня достаточно амбициозная, хотя объективно скромная. Вообще, курс здорово поставил меня на место, оказалось что у меня в некоторых областях эффект Даннинга-Крюгера в полный рост. Не то что меня это как-то расстраивает, абсолютно понятно что и как делать дальше. Впереди много интересного.

Мой экзокортекс.

До курса мой экзокортекс: использую Todoist, coda, пишу дневник и иногда в соцсети

После курса: использую Todoist, Focus To Do, coda, пишу дневник и иногда в соцсети

Примерно те же самые инструменты, но использование прежних инструментов улучшилось, появились дополнительные.

Если детально:

  • Todoist для GTD
  • Focus To Do для отслеживания помидорок
  • Coda для записей и моделирования
  • Периодические записи в дневник в Coda
  • Публичные соцсети

Зоопарк инструментов разросся, довольно много вещей дублируется, много мест, куда надо глядеть, есть куда оптимизировать, но не занимаюсь этим, т.к. пока не вижу как именно делать оптимизацию. Со временем как-то унифицирую, когда будет больше знаний и понимания, сейчас же какая-то система сформировалась, ей и пользуюсь.

Про GTD. Практика GTD устроена так, что если она не используется каждый день, то она не приносит пользы. Так вот, в процессе работы над курсом получилось выйти на регулярное использование практик GTD - все задачи влетают во входящие, делаются ежедневные и, самое непростое, еженедельные обзоры задач. GTD стал частью моей жизни, теперь доверяю этой части экзокортекса.

Интересный момент, что в GTD у меня в основном лежат маленькие задачи, которые важно не забыть. Всегда рядом были крупнейшие задачи, которые занимали львиную долю времени, но в GTD они отражались большими кусками, т.к. это просто “работа”. Получалась диспропорция - в GTD есть задачи, которые выполняются просто звонком за 10 минут в нужное время и те, которые нужно выполнять 5 рабочих дней. Сейчас ситуация немного выровнялась - большие задачи расположились в отдельные таблички в coda,  а в Todoist все тоже что и прежде.

Про дневник скажу отдельно. До курса у меня была практика ежедневного ведения дневника, продолжил эту практику, все также веду дневник, считаю очень полезным. Разница в том, что теперь дневник веду прям каждый день, не прерываясь. Также совмещаю GTD и дневник, делаю в одно и то же время вечером ежедневный разбор задач в GTD и ежедневную запись в дневник. Также делаю еженедельную запись в дневник по аналогии с еженедельным обзором GTD. Причем перед тем как написать еженедельную запись читаю все записи за предыдущие дни. Полезно.

Думскроллинг

Одна из самых больших проблем с собранностью у меня до курса был думскроллинг и постоянное отвлечение на необязательные чатики, новости и повесточку. Полагаю, у многих есть такая проблема. Естественен вопрос, как курс справляется с этой проблемой.

Проблема непростая. Курс дает информацию о важности выбора информационных источников, но особо не ставит вопрос в стиле “давайте поборем эту проблему”. Тут момент хитрый, кажется, чтобы побороть думскроллинг нет нужды прям отказываться от тех самых чатиков и новостей, скорее важно показать ценность времени, приоритеты и вывести в осознание реальные цели человека и приземлить эти цели на повседневную деятельность. В итоге собранный человек на каждом временном масштабе будет удерживать внимание на задачах и отдыхе, не оставляя времени на паразитную деятельность.

На данный момент, я продолжаю отвлекаться на разный ненужный контент, но перестал считать это большой проблемой. Дело вообще не в этом, а в том, чтобы успевать делать то, что нужно делать, именно над этим и работаю. Соответственно для паразитной деятельности остается меньше времени и полагаю, со временем, она совсем уйдет. Также интересный момент, что самоедство по поводу думскроллинга частенько даже хуже чем думскроллинг и занимает больше времени. Точно можно констатировать, что у меня более нет никакого самоедства.

Задания курса

Были выполнены все задания курса. Некоторые задания давались тяжело. В таком случае они просто выполнялись, через несколько часов выполнения, причем распределенных по дням, становилось проще. По факту на конец курса не выполнено только задание из последнего дня, не понятно как с ним справится и что оно дает. Вообще именно в заданиях курса основное обучение, если говорить о действии. Без теоретического материала никак, но привязка теории к жизни - в заданиях. Ниже обзор заданий по главам и субъективные эффекты от их выполнения

  • глава 1 - создание понятийной базы. Одно из неоднозначных заданий для меня. С одной стороны, оно очень полезное - заполнение понятийной базы по материалу курса позволило хорошо понять материал. С другой стороны, довольно скучно! Вообще, пока что продолжаю создавать понятийные базы при изучении нового материала, т.к. явно понимание улучшается, а как сделать так, чтобы времени тратилось меньше с тем же эффектом по пониманию пока не ясно.
  • глава 2, глава 3 - создание и доработка таблицы неудовлетворенности - целевые системы - системы создания. Полезное задание, позволяющее взглянуть на всю свою деятельность с высоту птичьего полета и после - отказаться от ненужного. Хитрость в том, что полезность прямо пропорциональная потраченным усилиям. Мне потребовалось несколько часов, прежде чем польза стала ясна. В начале как-то странно смотреть на деятельность с такой точки зрения. Тут leap of faith стоимостью в несколько часов - стоит поверить, что создатели курса знают, что делают.
  • глава 3 - задания на моделирование. Тут интересный момент. С одной стороны, для меня получилось очень полезно, т.к. я взял модель про коммуникации из ранее прочитанного  курса “Онтологики” и начал ее применять постоянно и таким образом решил постоянно возникающую важную и сложную свою проблему. С другой стороны, я даже пройдя курс так и не очень понял, что такое операционная модель и, соответственно, как ее составлять. Соответственно, составляю ее как придется. Ничего страшного, даже логично! Содержание моделирования в рамках системного подхода это следующие курсы
  • глава 4 - отказ от мультитаскинга. Отказ от мультитаскинга - т.е. выполнение в момент времени одной работы. Это работает на разных временных масштабах.  Важная практика, т.к. на переключение контекста тратится много времени и ресурса. Пререквизит для практики вывод работ в осознании. Тут интересный момент, что мелкие работы у меня и так были хорошо видны благодаря GTD в Todoist, а вот крупные работы были видны хуже. Для них был создан отдельный экзокортекс в coda, это оказалось удобнее чем использование Todoist. После этого все получилось на масштабе крупных работ. Интересный эффект, что как-то автоматически после этого стал более собран при выполнении работ и на малых временных масштабах. Сейчас легко получается взять необходимую нудную работу на 10-15 минут и доделать ее до конца, чтобы потом к ней не возвращаться, раньше бывало для этого требовалось прилагать усилия. К концу курса пришло понимание, что отказаться от мультитаскинга можно и в плане учебы. Таким образом то самое решение в начале курса, что минимум 1 час в день уделяется обучению ШСМ может оказаться не обязательным костылем. Но тут надо быть осторожным.
  • глава 5 - “Ежедневные вопросы”. Это вопросы, благодаря которым периодически наводится внимание на какие-то важные аспекты жизни. Практика хорошо вписалась в GTD и дневниковые записи. Особенно еженедельные вопросы, хорошо писать дневниковую запись, имея предварительно продуманный список вопросов.
  • глава 6 - проблемы с наведением и удержанием внимания. Это очень интересное задание, которое я по-настоящему понял и смог сделать лишь под конец курса, уделив ему много времени. Это моя большая проблема, особенно удержание внимания, поэтому специально посвятил ему кучу времени. В общих чертах, получилось следующее: собранность - это мастерство в наведении внимания, удержании внимания и контролем за вниманием. Мастерство ставится на каждом временном масштабе: момент, фокус, день, спринт, привычка, самореализация, жизнь. Для постановки мастерства необходимо отслеживать возникающие проблемы и решать каждую проблему отдельно. Интересно, что проблемы обычно все перемешаны, поэтому их сложно заметить. Разделение по временным масштабам и запись каждой проблемы позволила выделить разные проблемы и выделить повторяющиеся. На данный момент часть проблем удалось решить, часть удалось заметить и начать решать, часть удалось начать замечать. Наверняка что-то важное еще остается вне осознания. Вообще, проблемы с вниманием уровня привычки быстро не решаются, это требует изменения поведения, что может занять несколько месяцев. Но это сдвинулось и это очень сильно воодушевляет, так как итог решенных проблем с вниманием - более собранная личность.
  • глава 7 - расчет мощности. Деятельность человека можно условно разделить на техобслуживание, работу и отдых. Наводится внимание на то, сколько и какой деятельностью занимается конкретный человек в разрезе дня. Полезно для понимания сколько времени и на что уходит, что можно успеть, а что нельзя, от чего лучше отказаться. С помощью этого задания хорошо прояснилось, что существенная часть жизни вне осознания. Обычно много думается про рабочие задачи, но хитрость в том, что невозможно хорошо заниматься работой, если не ставишь в осознание отдых и обычную текучку. Отсюда вырастают разные способы прокрастинации, когда вместо восполнения ресурса занимаешься паразитной деятельностью, которая ни уму, ни сердцу.
  • глава 8 - автоматизация деятельности и замедление во время отдыха. Что касается автоматизации,  в свою деятельность добавить ее не сумел, а вот замедление отдыха помогло, хотя книжку, которую советуют в курсе, еще так и не прочитал. Тут больше помогла мысль о том, что в роли отдыхающего нужно наводить внимание на отдых и периодическое отслеживание, что во время отдыха, надо и в мыслях быть в отдыхе, а не на работе. Также упомяну недавнюю статью Церена Церенова про профессионального отдыхающего [5]. Очень понравилось. По отдыху также далее отдельно буду думать, как его обустроить. Удивительное дело - более качественная организация отдыха быстро окупается возросшей производительностью в рабочей деятельности.
  • глава 9 - выделение MOVE. Это работы связанные с системами. Тут тоже было сложно, опять непривычный взгляд на деятельность, как-то с трудом выделил эти MOVE. Благодаря этому заданию крупные работы стали еще лучше видны и даже стали как-то оцениваться по времени. Это все продолжение истории, что крупные работы были на периферии, а на первом плане малые работы из GTD.
  • глава 10 - расчет Work In Progress и т.д. С этим заданием ничего не делал. Наверное оно особенно полезное для команд, но мне нужно было ставить собранность только для себя, а для одного человека внедрение этих метрик требовало много усилий с непонятными перспективами

Критика

По сути проходился первый курс Собранности и уже сейчас в работе следующие, более проработанные версии. Собранность с Онтологикой объединились в единый курс “Моделирование и собранность”, так что наверняка часть моих замечаний уже устарела. Тем не менее напишу, что смутило или не понравилось.

Очень много упоминается про TameFlow и используются понятия оттуда. Как я понял это современная практика операционного менеджмента, а собранность это операционный менеджмент примененный для любой деятельности агента. Но вообще понятия из него для меня звучали чужеродно, все эти MOVE и какие-то другие.

К концу курса стала раздражать фраза “Безошибочность в отличии от бесперебойности не является функцией сознания”. Вроде раз 5 она используется. Если это такой важный концепт, то может лучше переформулировать эту сложную фразу разными другими способами? Лично мне концепт не показался сильно важным, возможно потому что у меня нет особой тяги к перфекционизму.

Показалось, что недостаточно проработаны способы решения проблем с вниманием: наведением, удержанием и присмотром. А ведь это вообще ключевой момент, позволяющий последовательно улучшать собранность. Занимался этим сам, благо инструменты курс предоставил.

Дальнейшие действия

Итоги курса такие.

Мне понравились результаты, еще раз убедился в необходимости планомерного прохождения всей траектории усиления интеллекта от ШСМ. Продолжаю обучение по предложенной линии в том порядке, которую предлагают создатели. Следующий курс это Моделирование, которое раньше называлась Онтологикой. Этот курс я уже проходил, но проходил давно и кажется не так качественно, как можно было бы. Надеюсь что он займет не очень много времени и далее самое главное - системный подход как он есть в четырех курсах. После “второй год обучения”, но пока рано загадывать не буду, указанных 5 курсов хватит минимум до конца 2023 при лайтовом режиме прохождения. Под лайтовым подразумеваю час в день, включая выходные. Понятно, что можно и ускоряться, но это будет за счет какой-то другой оперативной текучки. Буду решать по ходу дела. Доброй охоты мне.

Ссылки.

[1] Школа системного менеджмента https://system-school.ru/

[2] Анатолий Левенчук, Лабораторный журнал https://t.me/ailev_blog

[3] Курс “Собранность” https://aisystant.system-school.ru/lk/#/course/sobr/

[4] Плейлист с видео “Лаборатории собранности”https://www.youtube.com/playlist?list=PLhPRVGfg1aeM2BmvSPpThM7V6kX1g5Boa

[5] “Профессиональный отдыхающий” https://blog.system-school.ru/2023/04/20/professionalnyj-otdyhayushhij/

[6] Личный блог https://t.me/burganov

2 лайка

Спасибо, очень полезный отчет, уже несколько раз перечитывал.

а я с 2006 года не работаю в найме - фактически я разучился работать

Очень близкая проблема.