Пост на помидорку: курс методология, формат записи списков систем

У меня со здоровьем не все в порядке. От этого не все задачи выполняются, как посты например. И решение этого вопроса перенесли по независимым от меня причинам с 09.03 на 14.03. Еле живу уже это все. Но методология продолжает проходиться, сейчас на Чек листах - осталось 9 подразделов и задания второй и пятой главы (aisystant говорит что пройдено 77%).

И это чтение какое то космическое по количеству «озарений». Самое главное что у меня появилось - я возникшие сложности разрешала сама. Попробую сохранить как это было. Вот список систем (о нем дальше рассказывать буду):

0.0 ? Внешние проектные роли (роли):

  • Служба ИТ (потребность в новых интеграциях= возможность)
  • Служба БНУ  (потребность в обновлениях = возможность проекта)
  • Служба разработки систем 1С (потребность в сотрудниках = возможность)
  • ФНС
  • Контролеры
  • Безопасность группы компаний
  • Вендор

0.2 ? Коммерческая возможность (система и метод работы):

1.1  ? Оргзвено ХХ (роли):

Внутренние:

  • Служба ФЭУ (потребность в выполнении настроек)
  • Служба ремонтов (потребность в сквозном контроле между системами = возможность)
  • Договорная служба
  • Казначейская служба
  • Служба закупок (потребность в «другой» дефецитке = возможность проекта)
  • Служба безопасности

1.2 ? Работы ХХ (чем заняты во времени):

  • Производство электрической и тепловой энергии
  • (впыполняют бюджеты, проводят ремонты, заключают договоры, осуществляют платежи, управляют поставками, поднадзорно)

1.3 ? Описание ХХ (система и метод работы):

  • Данные учетных систем
  • Регламенты и положения (а почему у нас инструкции еще не тут???)
  • Инструкции к 1С

2.1  ? Служба ФЭУ (роли):

  • экономисты
  • ключевые пользователи

2.2  ? Работы службы ФЭУ (чем заняты во времени):

  • создание бюджетов
  • исполнение бюджетов предприятием

2.3  ? Описание службы ФЭУ (система и метод работы):

  • регламент бюджетирования
  • оргструктура
  • инструкции к 1С
  • данные сервисдеск

3.1.1  ?Проект сопровождения службы ФЭУ (роли):

  • инженеры 1С
  • эксперты бухгалтерии
  • эксперты бюджетирования
  • визионер

3.1.2  ?Работы проекта сопровождения ФЭУ (чем заняты во времени):

  • Выполнение настроек 1С
  • Внедрение изменений 1С
  • Выполнение метод поддержки

3.1.3 ?Описание проекта сопровождения ФЭУ (система, версия, и метод работы):

  • Положение о сопровождении
  • Состав команды
  • Договор сопровождения
  • данные сервисдеск

3.2.1  ?Проект развертывания службы ФЭУ (роли):

  • инженеры 1С
  • эксперты бухгалтерии
  • эксперты бюджетирования

визионер

3.2.2  ?Работы проекта развертывания ФЭУ (чем заняты во времени):

  • Выполнение настроек 1С
  • Внедрение изменений 1С
  • Выполнение метод поддержки

3.2.3 ?Описание проекта развертывания ФЭУ (система и метод работы):

  • Временный регламент
  • Состав команды
  • Договор проекта
  • данные сервисдеск

4.1 ⚪️Создание команды сопровождения (роли):

  • финансист
  • эккаунт менеджер
  • лидер
  • бизнесмен

4.2 ⚪️Работы создателя команд сопровождения (чем заняты во времени):

  • контрактование
  • решение эскалационных вопросов

4.3 ⚪️Описание создателя команд сопровождения (система и метод работы):

  • Метод и шаблоны команды
  • Договоры сотрудников
  • Зарплатные ведомости

5.1 ?Инвестор команды сопровождения (роли):

  • партнер 1
  • партнер 2

5.2 ?Работы инвестора команды сопровождения (чем заняты во времени):

  • выбор проектов
  • ограничения проектов

5.3 ?Описание инвестора команды сопровождения (система и метод работы):

  • модель орг развития
  • бизнес - план

6.1 ⚪️ Создание деятеля (роли):

  • Культуртрегер
  • Студент
  • Следящий за здоровьем

6.2 ⚪️ Работы деятеля (чем заняты во времени):

  • выбор и реализация проектов
  • документирование неудовлетворенностей
  • контроль режима дня

6.3 ⚪️ Описание деятеля (система и метод работы):

  • список проектов
  • список неудовлетворенностей

Это - разбор одной ветки моих проектов. В каждой из этих систем я что-то делаю (а кое где - все роли мои - т.е. функционально все я в разных ролях, когда я этим занимаюсь).

Этот список появился не сразу:

  1. Я бодренько вытянула стартовый список систем расширенной схемы
  2. Стала менять имена альфам и заполнять подальфы
  3. На внешних проектных ролях споткнулась. Они то внешние, моему проекту, но есть внешние моей надсистемы, и все остальные
  4. Вот это слово, «надсистема» подсказало, что внешние проектные роли и возможности это хорошо, но там система есть, и она тоже должна по шаблону разложиться: Система - Работы системы - Описание системы
  5. Перед внешними проектными ролями добавляю три раздела, начинаю заполнять, и понимаю что не справляюсь - мозг норовит слепить все в кучу, внимание даже ногами держать приходится, что не помогает заполнять
  6. Добавляю цветные точки по областям интересов…ура, системы «разъехались» и первое что я вижу, что в альфе «система» у надсистемы какая то дичь написана, не роли, а …описания, работы и такое подобное.
  7. Дописываю подсказки к уже переименованным альфам Система (роли) - Работы системы (чем заняты во времени) - Описание системы (система и метод работы). Отлично, мозгу соскальзывать больше не удается, запонила всю информацию для надсистемы
  8. Дошла снова до альфы внешних проектных ролей …и снова зависла. Тут меня первый раз посетила мысль «что. это. такое???». Внешняя для целевой - это и надсистема, и часть из них я уже описала. Но у меня есть и внешние для надсистемы…это про них? 
  9. Тут я висела дня два, возвращалась прорешивала кейсы, пробовала что то заполнять про внешние роли…и сделала неправильное - пошла в конец учебника читать про альфу, потому что у меня не складывается
  10. Все поняла, это собирательная альфа для надсистем моей надсистемы и надсистемы создателей (круто что не надо все системы заполнять вверх, мне на моих то, кругозор намекает на тонну новых книг)))
  11. Пока выписывала роли - решила тут же дописать те потребности которые я знаю (чтобы их рассмотреть при разбирательстве с возможностями)
  12. Тут загрустил инвестор, и потребовал все таки роли да, перенести в табличку - мы ж полюбому что то все равно не учли, а табличка «для ролей» - как раз состоит из важного…и получится она уже по другому))

И чтобы два раза не вставать (проходить оставшиеся самые интересные подразделы методологии уже с материалом для правки), вот еще ветка систем в которых я участник в разных ролях:

0.0 ? Внешние курсовые роли (роли):

  • основатели ШСМ

0.2 ? Коммерческая возможность  курса (система и метод работы):

1.1  ? Мастерство личности (роли): 

  • игра по роли в проектах

1.2  ? Работы личности (чем заняты во времени):

  • рабочие и личные проекты

1.3  ? Описание личности (система и метод работы):

  • todo
  • плейлисты))

2.1  ? Мастерство СФ (роли):

  • роли культурных движений (танцор, спортсмен, подниматель сумок)

2.2  ? Работы мастерства СФ (чем заняты во времени):

  • динамическое изменение распределения

2.3  ? Описание мастерства СФ (система и метод работы):

  • язык механических изменений
  • каркас

3.1  ?Поток курса СФ (роли):

  • преподаватель
  • студент
  • инструкторы
  • администратор потока
  • технический специалист

3.2  ?Курсовые задания (чем заняты во времени):

  • чтение учебника
  • выполнение упражнений на моделирование
  • мышление речью
  • мышление письмом

3.3 ?Описание курса СФ (система, версия, и метод работы):

  • учебник СФ
  • упражнения на моделирование СФ
  • методические рекомендации
  • комментарии преподавателя
  • лендинг СФ
  • расписание курса

4.1  ⚪️ Команда создания курса СФ в ШСМ (роли): 

  • автор курса
  • научный руководитель
  • писатель

4.2  ⚪️ Работы по созданию курса СФ (чем заняты во времени):

  • создание учебника
  • создание упражнений на моделирование

4.3  ⚪️ Описание команды создания курса СФ (система и метод работы):

  • команда

5.1  ? Команда ШСМ (роли): 

  • служба ИТ
  • служба продвижения
  • служба образования

5.2  ? Оргработа в ШСМ (чем заняты во времени):

  • создание курсов
  • развитие aisystant
  • продвижение

5.3  ? Архитектура ШСМ (система и метод работы):

  • описания

есть проблемки при чтении курса:

  1. когда написано - «следить за ролями», это неожиданно всегда, я буквы читаю сосредоточенно…никакого слежения не удается настроить.
  2. буквы читать сложно - потому что по тексту есть сильные очевидности (уже) которые мозг норовит проскочить…и они …пока что выглядит что  перемешаны с удивительным (все еще)))
  3. в этом курса базой знаний пользоваться не очень получается - ну внесла понятия, ну подчищу по завершении, но вот эти обои систем выглядит что и есть мой конспект

Другие заметки с разных дней:

—1—

Похоже в мозге появилась новая рельса - практики есть только в момент выполнения. Эта убежденность, делает ненужным вопросы кто делает и что делает…все что происходит - работы,  все что рассказывают как будут работать или не могут рассказать - про практики. Но это в мозге, узнавание в мире без усилий пока не происходит (но это переписыванием регламента команды может поправиться))). 

Зато, легко прижилось методологическое время (когда я себе график тренировок пишу…и не выполняю во времени проектирования по причине болезненности всей головы))

—2—

Еще, были мои любимые «паравозики». Они есть только в книжках Анатолия. «Паравозик» - это цепочка понятий с одинаковым значением, вот так:

Метод/практика/труд/деятельность/инженерия/«рабочий процесс»/way of working

Паравозик лично мне помогает «склеить» кучу слов в одно. И чем они длиннее - тем … выгоднее же. Меньше слов - больше свободного объема мышления. Склеиваю я их так:

  1. Выписываю каждое слово из паравозика, и рядом то значение, которое есть в голове (просто вывожу во внимание, что было, инвентаризация)
  2. По ходу выписывания, появляется ощущение похожести смысла, и что где то меня обманули, когда учили раньше))
  3. Иногда не появляется ощущение, тогда я пишу дальше другое - почему может автор считать что это одно и то же слово. И так появляется ощущение похожести.
  4. Удаляю заметку, т.к. главное произошло - мозг увидел у себя опечатки. Это опечатки в мозге «ставят извилины ершиком», когда после прочтения нового паравозика сидишь и не помнишь, о чем была речь. 

После склеивания паравозики превращаются в игру на внимательность - они дальше встречаются по тексту те же, но в другом составе…и может потребоваться «досклеивание» (а может и нет)). 

—3—

Еще, была игра с чек листами к альфам. Мне повезло, и еще в возрасте стажера, мне подарили супр инструмент планирования - правило деления любой работы на три части: 1. Понять 2. Сделать 3. Показать. Эти три пункта в голове помогли так много всего предвидеть (нельзя идти делать если не понял что делать или нечего показать будет), что они уже часть костей черепа наверно))) 

А рассматривая чек листы…они выглядят такими похожими на мои три слова. Но такие объемные. Временно, я попробую использовать их как шесть:

  1. Найдена (идея, роли, выгода)
  2. Понята (ограниченна, документированна, согласованна)
  3. Показана (сырье, части, график)
  4. Сделана (разработана, настроена, принята)
  5. Используется (доступна, работает, выгодна)
  6. Разобрана (подготовлена, остановлена, архивирована)

Этот список прийдется держать перед глазами, пока не запомнится. Но, зная как работают три - шесть же лучше)))

*Модель Kandinsky 2.0 нарисовала: нарисуй солнышко теплое-теплое и огромное море в стиле Рисунок карандашом

В части ролей и практик может ещё помочь соотнесение этих ролей и практик с типами из курсов системной инженерии и менеджмента. Проверки на тип обычно рождают много мыслей (как я понимаю, мыслей уже и этот проход породил достаточно, но вот работа с типами даёт дополнительные инсайты. Это роли кого – разработчиков, визионеров и т.д. каких систем? Практики каких ролей команд каких систем?

Но в целом ход на такую работу – это как раз то, что ожидалось. После такого прохода появляется набор объектов внимания, за изменениями которых в проекте надо следить. Чёрт с ним с типами и правильностью, а чекликст того, о чём надо бы не забыть команде – вот же он, уже есть! Версия 0.1, но есть, и работает, наносит непоправимую пользу проекту (и даже двум проектам).

да, тут дочитаю и инженерия и менеджмент следом. Я думаю что бОльшая часть открытий впереди…этот чек лист в голове, и разворачивать его можно где угодно)) А, типы и роли …если не исправлю сама - в онтологику пойду заново. Там упражнение было, текст типами размечать - оно помогало сильно.

Юлия, классная идея с цветными метками в списках! Утащил к себе.

Долго не заходил в блог ШСМ, всё как-то времени не находилось. Но тут повёлся на дешёвые эндорфинчики от ачивок за систематичность, поэтому и сам опять писать начал. И блог читать.

Я прошу прощение за долгое лирическое отступление. Во-первых, записи в блоге стали гораздо интереснее. Ваша заметка просто восхитительна! Во-вторых, хотел поделиться, что начал делать очень похожим образом — взял расширенную схему проекта и переписывать названия ролей из отрасли. Но так аккуратно пока не получается. :slight_smile: