Чему учиться инженеру-профессионалу, который «вырос»?

Это второй пост после участия в семинаре «Образование для образованных в 2023» А.Левенчука. Первый тут

Мой опыт работы в нефтяной сфере суммарно больше 10 лет. Что по себе заметил – моя работа уже не сколько инженерная, я не только продукт делаю. Много времени занимает контроль работы других людей, отделов, даже небольших компаний – в отделе опытно-промышленных работ занимаюсь запуском/инициированием различных новых технологий с целью тиражировать и внедрить в компанию на постоянной основе (при успешных результатах).

По сути «собираю»/организовываю всех – людей, сервисы, компании, заказчиков (это могут быть различные отделы внутри компании) в один какой-то проект, совместно обсуждаем инновационную технологию, что она даст в итоге, какую пользу принесет заказчику (заинтересованным лицам в нефтяной компании), решаем как будем работать, составляем календарный план, описываем в каких случаях будем считать успешным завершение проекта, а в каких нет, описываем в каких ситуациях остановим проект и т.д. Далее после всех согласований и выделения финансирования, я и моя команда контролируем выполнение, проверяем отчёты, решаем сложности в ходе реализации программы, иногда пересматриваем, меняем исполнителей, следим за оплатой в том числе.

Это всё больше про менеджерскую роль. Иногда встаю в роль предпринимателя, когда ищу различные новые технологи в интернете, на конференциях, встречах, совещаниях. Иногда в роли инженера – когда делаю систему создания проектов.


С какими проблемами сталкиваюсь:
- работа связана уже не только с продуктом, но и с менеджментом;
- приходится организовывать не только отдельных людей, но и целые компании;

- постоянно растет сложность проектов и за счёт роста количество участников, и за счёт усложняющегося софта, оборудования.

Взять к примеру машинное обучение – все больше проектов с алгоритмами, основанными на ИИ и нейросетях. Понимаю, что мое вузовское образование в 2004-2009гг устарело.Что делать в таких ситуациях? Учиться!

Вы заметили, что современный человек без компьютера, без гаджетов редкое явление. Телефон не только запоминающее устройство, это как наше продолжение. А работа инженера уже давно не ассоциируется как человека в каске, теперь инженер – человек с компьютером и сложной программой (в нефтяных компаниях, например, программы для моделирования нефтяных месторождений RMS, Petrel, t-navigator, ecipse). Эти программы, внешние устройства называют экзокортексом (экзо – снаружи, кортекс – кора) – по сути «внешний» мозг. Компьютер ведь выполняет роль вычислителя, внешнего запоминающего устройства – продолжение мозга.

В современном мире важно научить не сколько человека, а человека с его экзокортексом. Научить так пользоваться, чтобы решать сложные задачи. А новые задачи всегда будут, и они часто такие, которые невозможно предсказать и как-то заранее подготовиться. Нужен интеллект, чтобы решить сложности. Интеллект – защита от сюрпризов.Получается, чтобы решать всё более усложняющиеся проблемы, необходимо развивать интеллект. Как говорилось на семинаре, интеллект имеет две главные характеристики – универсальность (чем больше классов проблем может решить, тем лучше) и скорость (чем меньше времени на выработку прикладного мастерства, тем лучше).


Тут подошли к главному вопросу – а как усилить интеллект?

Традиционно считается нужно учиться STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Но мир быстро меняется. Уже недостаточно такого набора.

В 21 веке необходимо учиться SoTA («лучшему известному на сегодня», state-of-the-art ) — обновленному интеллект-стеку. Эти фундаментальные знания в свою очередь помогут быстро переучиваться, находить решения для сложных задач, в том числе таких, которые ещё не известны людям. Вот список интеллект-стека: системная инженерия, методология, риторика, этика, эстетика, исследования, рациональность, логика, алгоритмика, онтология, теория понятий, физика, математика, семантика, собранность, понятизация. Более подробно можно узнать про SoTA в блоге ШСМ или на курсах.

Что еще запомнилось из семинара и что в принципе практикую благодаря курсам ШСМ, это мысль – не пишешь, не думаешь. Я и раньше писал посты в соцсетях, но сейчас делаю осознанно. Специально сажусь и письменно обдумываю некоторую мысль, развиваю в тексте, корректирую, а потом публикую. Для чего это нужно? Для развития нейронов в мозге, так «качается» интеллект. Есть даже руководство по мышлению письмом.

Также мышление развивается моделированием – составлением табличек. Да-да. В курсах ШСМ заполнение табличек дается во всех курсах. И задания надо делать по вашим собственным проектам. По сути, вы садитесь и с помощью моделирования решаете какие-то ситуации из жизни, работы.


К примеру, недавно на работе достался новый проект. Вначале казалось – так всё запутано и невозможно разобраться что к чему – не у кого спросить, ответственный по проекту был на больничном. Что я сделал – открыл Excel и начал моделировать. Так шаг за шагом я распутал клубок информации самостоятельно по тем документам, что имел и с помощью знаний из курсов ШСМ. Потом не раз возвращался к таблице и дополнял, улучшал её.

Со сложностью в работе, жизни вроде понятно – развивать интеллект, усиливать. А что с менеджментом, как научиться руководить командой, отделом, компанией? В одном посте не изложишь все нюансы и полезности из семинара. Скажу только, что в ШСМ учат думать о менеджменте, как об инженерии. Возможно, в следующем посте станет понятнее. Если интересна тема, подписывайтесь на дайджест постов из блога.

А пока тема следующего поста: «Зачем нефтянику системное мышление и системная инженерия?».

Буду рад комментариям и вопросам!