Стадии обучения системному мышлению

Главный помощник человека в жизни - это его мастерство. Жизненное мастерство деятеля всегда идет с ним по жизни, от него зависит жизнь человека. Конечно, на жизнь еще влияет окружающая среда и удача, но человек может повлиять только на свое жизненное мастерство. Чтобы главный помощник эффективно помогал в жизни, его нужно постоянно развивать. А чтобы развивать жизненное мастерство было бы хорошо понять как оно устроено. На этот счет есть несколько разных моделей. Например, деление на soft и hard skills. Однако мне ближе модель "Человек-платформа", в которой выделяются три платформенных уровня: мастерство собранности, мыслительное мастерство и прикладное мастерство. Что это за уровни и как работают можно посмотреть в соответствующем посте, а в этом разберем за счет чего ШСМ предлагает поднимать жизненное мастерство.

ШСМ активно занимается мыслительным мастерством, поэтому в таблице данный платформенный уровень разделен подробнее, в нем выделено методологическое мастерство и ролевое мастерство. Прохождению стадий ЖЦ помогают курсы ШСМ, в результате которых мастер должен продемонстрировать создание соответствующих рабочих продуктов. Мастерство по всем платформенным уровням в совокупности формирует жизненное мастерство деятеля.

Стадия ЖЦ деятеляРезультат, рабочий продуктКурсы ШСМ
Общий кругозор "Чему и как учиться"Личная образовательная траектория в виде чек-листа "Человек-платформа".  Подготовительные курсы "Образование для образованных" и "Введение в системное мышление" (далее - ВСМ), "Телесная инженерия".
Постановка мастерства собранности (необходимого для мыслительного мастерства)Умение учиться и исполнять роль ученика, в т.ч. поставленные практики потребления информации, размышления, планирования, владения собой и управления вниманием, подготовленное тело (которое не отвлекает, а помогает).  Курс "Собранность" (на стадии замысливания, а пока ВСМ) Курс "Системного фитнеса".
Развитие методологического мастерства:
1. Онтологика и коммуникации
2. Системное мышление
3. Вычислительное мышление
4. Научное мышление  
Мастерство по всем трансдисциплинам, которое подтверждается подготовкой следующих рабочих продуктов:
1. Схемы, модели и другие формальные описания по своим проектам.
2. Системное описание системы и проекта, а также реализация.
3. Описания задач на вычисления, выбор методов вычислений и их результаты.
4. Научные постановки задач и гипотез, а также подбор методов решений, в т.ч. освоенные методы научных исследований и их результаты.      
Курсы ШСМ доводят до навыка, но для получения мастерства необходимо самостоятельная работы за рамках ЖЦ обучения ШСМ:
1. "Онтологика и коммуникации"
2. Онлайн-курс "Системное мышление", Базовый курс "системный подход в менеджменте и инженерии", Практикум "Системное мышление" и онлайн-практикум (в разработке), Менторинг для группы (в разработке)
3. Онлайн-курс по вычислительному мышлению (в разработке)
4. Курс научного мышления (на стадии замысливания).  
Развитие ролевого мастерства, в т.ч. деятельностного кругозораДеятельностный кругозор по системному предпринимательству, системной инженерии и системному менеджменту, которые подтверждаются рабочими продуктами, составленными с применением прикладных практик, в т.ч.:
1. Рабочие продукты стратегирования, в т.ч. выбранные системы и проекты, бизнес-модели;
2. Модели MBSE, в тч требования, архитектура, вид ЖЦ и другие;
3. Жизненный цикл проекта и Архитектура предприятия, в т.ч. Работы, Методы, Стадии проекта, шаги совершенствования и развития, Системное лидерство  
Поставленные практики ролевого мастерства: выявление ролей, вход и выход из роли, самоконтроль
Кругозорные курсы:
1. "Системный менеджмент и стратегирование" (далее - СМС)
2. "Системная инженерия"
3. "Системное предпринимательство" (на стадии замысливания, а пока курс СМС)
4. "Социальный мультиданс" "Ролевое мастерство" (на стадии замысливания, а пока СМС и ВСМ)
5. "Системное лидерство" (на стадии замысливания, а пока СМС)
6. "Архитектура предприятия" (на стадии замысливания, а пока СМС)
Постановка нового прикладного мастерстваПоставленные прикладные практики исходя из проектных ролей и сферы деятельности.Курсов ШСМ пока не планируется. Необходимо выбирать прикладные курсы исходя из полученных в ШСМ знаний, в т.ч. выдвигая к таким курсам требования к наличию понятийного минимума и моделей/схем, рабочих продуктов и технологий, стадий обучения и уровню мастерства, а также sota.

Чтобы стать мастером или освоить определенное мастерство человеку необходимо по каждому направлению пройти свои стадии ЖЦ мастера: знание - умение - навык - мастерство. Приведем пример прохождения стадий ЖЦ мастера на примере системного мышления.

Стадия ЖЦ мастераРезультатКурсы ШСМ
ЗнаниеВладение понятийным минимумом за счет решения тренажерных задач. Написанные посты по методологии курса.Два варианта получения знания:
1. Онлайн-курс "Системное мышление" - самостоятельное обучение
2. Базовый курс "Системный подход в менеджменте и инженерии" - обучение с участием преподавателя и кураторов.
УмениеСистемное описание по учебному проекту. Написанные посты по рабочему проекту с использованием методологии и итоговое эссе.Два варианта получения умения:
1. Онлайн-практикум "Системное мышление" - самостоятельное обучение
2. Практикум "Системное мышление" - обучение с участием преподавателя и кураторов для команд не более 5 человек в течение 3  месяцев (в разработке).
НавыкСистемное описание рабочего проекта под руководством наставника.Менторинг для группы до 5 человек или индивидуальный в течение 2 месяцев (в разработке), пока два варианта:
1. Практикум "Системное мышление" - обучение с участием преподавателя в течении 3 месяцев (последний поток стартует в январе 2021) 
2. Курс "Системный менеджмент и стратегирование" - самостоятельное изучение онлайн-курса и обсуждение рабочего проекта с преподавателем одновременно с изучением системного менеджмента.   
МастерствоСамостоятельное описание рабочего проекта и его реализация. Научные статьи с результатами исследований. Успешно обученные студенты на стадиях "знание" и/или "умение".Волонтерская деятельность по проектам ШСМ, исследования и участие в подготовке курсов, кураторство на курсах и преподавание.