Главный помощник человека в жизни - это его мастерство. Жизненное мастерство деятеля всегда идет с ним по жизни, от него зависит жизнь человека. Конечно, на жизнь еще влияет окружающая среда и удача, но человек может повлиять только на свое жизненное мастерство. Чтобы главный помощник эффективно помогал в жизни, его нужно постоянно развивать. А чтобы развивать жизненное мастерство было бы хорошо понять как оно устроено. На этот счет есть несколько разных моделей. Например, деление на soft и hard skills. Однако мне ближе модель "Человек-платформа", в которой выделяются три платформенных уровня: мастерство собранности, мыслительное мастерство и прикладное мастерство. Что это за уровни и как работают можно посмотреть в соответствующем посте, а в этом разберем за счет чего ШСМ предлагает поднимать жизненное мастерство.
ШСМ активно занимается мыслительным мастерством, поэтому в таблице данный платформенный уровень разделен подробнее, в нем выделено методологическое мастерство и ролевое мастерство. Прохождению стадий ЖЦ помогают курсы ШСМ, в результате которых мастер должен продемонстрировать создание соответствующих рабочих продуктов. Мастерство по всем платформенным уровням в совокупности формирует жизненное мастерство деятеля.
Стадия ЖЦ деятеля | Результат, рабочий продукт | Курсы ШСМ |
Общий кругозор "Чему и как учиться" | Личная образовательная траектория в виде чек-листа "Человек-платформа". | Подготовительные курсы "Образование для образованных" и "Введение в системное мышление" (далее - ВСМ), "Телесная инженерия". |
Постановка мастерства собранности (необходимого для мыслительного мастерства) | Умение учиться и исполнять роль ученика, в т.ч. поставленные практики потребления информации, размышления, планирования, владения собой и управления вниманием, подготовленное тело (которое не отвлекает, а помогает). | Курс "Собранность" (на стадии замысливания, а пока ВСМ) Курс "Системного фитнеса". |
Развитие методологического мастерства: 1. Онтологика и коммуникации 2. Системное мышление 3. Вычислительное мышление 4. Научное мышление | Мастерство по всем трансдисциплинам, которое подтверждается подготовкой следующих рабочих продуктов: 1. Схемы, модели и другие формальные описания по своим проектам. 2. Системное описание системы и проекта, а также реализация. 3. Описания задач на вычисления, выбор методов вычислений и их результаты. 4. Научные постановки задач и гипотез, а также подбор методов решений, в т.ч. освоенные методы научных исследований и их результаты. | Курсы ШСМ доводят до навыка, но для получения мастерства необходимо самостоятельная работы за рамках ЖЦ обучения ШСМ: 1. "Онтологика и коммуникации" 2. Онлайн-курс "Системное мышление", Базовый курс "системный подход в менеджменте и инженерии", Практикум "Системное мышление" и онлайн-практикум (в разработке), Менторинг для группы (в разработке) 3. Онлайн-курс по вычислительному мышлению (в разработке) 4. Курс научного мышления (на стадии замысливания). |
Развитие ролевого мастерства, в т.ч. деятельностного кругозора | Деятельностный кругозор по системному предпринимательству, системной инженерии и системному менеджменту, которые подтверждаются рабочими продуктами, составленными с применением прикладных практик, в т.ч.: 1. Рабочие продукты стратегирования, в т.ч. выбранные системы и проекты, бизнес-модели; 2. Модели MBSE, в тч требования, архитектура, вид ЖЦ и другие; 3. Жизненный цикл проекта и Архитектура предприятия, в т.ч. Работы, Методы, Стадии проекта, шаги совершенствования и развития, Системное лидерство Поставленные практики ролевого мастерства: выявление ролей, вход и выход из роли, самоконтроль | Кругозорные курсы: 1. "Системный менеджмент и стратегирование" (далее - СМС) 2. "Системная инженерия" 3. "Системное предпринимательство" (на стадии замысливания, а пока курс СМС) 4. "Социальный мультиданс" "Ролевое мастерство" (на стадии замысливания, а пока СМС и ВСМ) 5. "Системное лидерство" (на стадии замысливания, а пока СМС) 6. "Архитектура предприятия" (на стадии замысливания, а пока СМС) |
Постановка нового прикладного мастерства | Поставленные прикладные практики исходя из проектных ролей и сферы деятельности. | Курсов ШСМ пока не планируется. Необходимо выбирать прикладные курсы исходя из полученных в ШСМ знаний, в т.ч. выдвигая к таким курсам требования к наличию понятийного минимума и моделей/схем, рабочих продуктов и технологий, стадий обучения и уровню мастерства, а также sota. |
Чтобы стать мастером или освоить определенное мастерство человеку необходимо по каждому направлению пройти свои стадии ЖЦ мастера: знание - умение - навык - мастерство. Приведем пример прохождения стадий ЖЦ мастера на примере системного мышления.
Стадия ЖЦ мастера | Результат | Курсы ШСМ |
Знание | Владение понятийным минимумом за счет решения тренажерных задач. Написанные посты по методологии курса. | Два варианта получения знания: 1. Онлайн-курс "Системное мышление" - самостоятельное обучение 2. Базовый курс "Системный подход в менеджменте и инженерии" - обучение с участием преподавателя и кураторов. |
Умение | Системное описание по учебному проекту. Написанные посты по рабочему проекту с использованием методологии и итоговое эссе. | Два варианта получения умения: 1. Онлайн-практикум "Системное мышление" - самостоятельное обучение 2. Практикум "Системное мышление" - обучение с участием преподавателя и кураторов для команд не более 5 человек в течение 3 месяцев (в разработке). |
Навык | Системное описание рабочего проекта под руководством наставника. | Менторинг для группы до 5 человек или индивидуальный в течение 2 месяцев (в разработке), пока два варианта: 1. Практикум "Системное мышление" - обучение с участием преподавателя в течении 3 месяцев (последний поток стартует в январе 2021) 2. Курс "Системный менеджмент и стратегирование" - самостоятельное изучение онлайн-курса и обсуждение рабочего проекта с преподавателем одновременно с изучением системного менеджмента. |
Мастерство | Самостоятельное описание рабочего проекта и его реализация. Научные статьи с результатами исследований. Успешно обученные студенты на стадиях "знание" и/или "умение". | Волонтерская деятельность по проектам ШСМ, исследования и участие в подготовке курсов, кураторство на курсах и преподавание. |