Мастерство и кругозор

Мастерство – это средство для жизни и главный капитал человека, который будет всегда с ним рядом. Посредством мастерства мы познаем и меняем мир, вся жизнь человека зависит от его мастерства. Багаж мастерства позволяет профессионалу заметить хорошую возможность, а обыватель не обратит внимания. Жизненное мастерство открывает дверь к бесконечному развитию, мастер получает удовольствие от жизни, занимаясь своим делом. Поэтому постоянно быть при деле – это важная составляющая интересной жизни.


Мастерство

Мастерство – это средство для жизни и главный капитал человека, который будет всегда с ним рядом. Посредством мастерства мы познаем и меняем мир, вся жизнь человека зависит от его мастерства. Багаж мастерства позволяет профессионалу заметить хорошую возможность, а обыватель не обратит внимания. Жизненное мастерство открывает дверь к бесконечному развитию, мастер получает удовольствие от жизни, занимаясь своим делом. Поэтому постоянно быть при деле – это важная составляющая интересной жизни.

Масоны или вольные каменщики были первыми представителями интеллектуальной аристократии. Их мастерство свободно путешествовало с ними по Европе, потому что дисциплина (теория, знания) были в голове, а в руках было умение владеть набор легких инструментов (технологий) в виде циркуля, наугольника, суппорта и отвеса.   

Когда мы рассматривает человека как платформу, то развиваем соответствующие части тела и мозга, чтобы они могли мастерски воплотить в жизнь интересы, идеи и задумки человека. Каждый человек имеет мастерство в разных видах деятельности: кто-то специализируется в искусстве, кто-то в финансах, а кто-то в медицине. В результате применения мастерства в физическом мире получаются определенные рабочие продукты – танец или картина, бухгалтерский баланс или финансовая отчетность, вылеченный зуб или сделанный укол. Хорошая проделанная работа пробуждает стремление сделать её еще лучше.

Мастерство или компетенция – это намного шире, чем совокупность знаний, умений, навыков. Обычно говорят про знания-умения-навык, то не выделяют контекст, в котором демонстрируются это способности. Говоря про компетенции или мастерство, мы хотим подчеркнуть, что применение знаний-умений-навыков происходит далеко не в идеальных ситуациях. Например, работник имеет знания, умения и навыки, но не может выполнять работу без внешнего контроля со стороны начальства. Или актер может играть роль в театре, если будет полнейшая тишина, а малейший звук сбивает с роли. Или такой пример, когда артисты во время Великой Отечественной войны выступали на фронте, то они могли исполнять номера несмотря на неидеальные условия.

Мастерство появляется, когда мы постоянно тренируемся сначала на учебных, а потом в реальных проектах. Без реальных проектов можно получить знания-умения-навыки, но не «ставя шкуру на кон»[1] невозможно получить мастерство (компетенцию). Поэтому на большинстве курсов в Школе системного менеджмента курсанты реализуют собственные рабочие проекты.

Мастерство также требует систематического инвестирования времени. Правило 10 тысяч часов[2], которые нужно вложить чтобы стать гением, хоть и не является обязательным, но мастерство все же зависит от количества вложенного времени. Чтобы осваивать какое-либо мастерство необходимо запастись определенным временем и удерживать внимание на протяжении достаточно длительного времени пока оно не станет автоматизмом (привычкой). Иногда для этого требуется пары дней, а иногда годы.

Без постановки привычки сложно применять знания-умения-навыки, поскольку это требует много энергии и результат не приносит удовлетворения. Вспомните учебу вождения автомобиля. Пока навык не стал автоматизмом каждая поездка сопровождалась стрессом и затратами энергии. Мастерство – это интуитивное и неосознанное применение знаний-умений-навыков в неидеальных условиях.

________

[1] О необходимости ставить «шкуру на кон» говорит Н.Талеб в книге «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Об этом понятии будем говорить в разделе 11.

[2] Правило описано в книге Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры».

[3] https://blog.system-school.ru/2020/09/24/кругозорные-трансдисциплины/

Кругозор

Знания человека – это загруженные в голову картины мира или, если говорить про научные картины мира, то это освоенные теории, модели, дисциплины и трансдисциплины. Умения и навык – это стадии владения технологий на пути к мастерству.

Кругозор человека – это его знания о мире. Кругозор или знания о мире формируют интересы, потребности, желания или неудовлетворенности. Для удовлетворения интересов человек совершает активные действия, и использует для этого технологии. Кругозор определяет масштаб или калибр личности, который можно определить широтой исложностью интересов человека. Окружение человека и его внутренняя мотивация изучать мир влияет на широту интересов, а изучение фронтира науки и трансдисциплин – на сложность интересов.

Примеров масштабных личностей в истории достаточно много. Один из таких примеров – это Фридрих Артурович Цандер, учёный и изобретатель, один из пионеров ракетной техники. Его интересом был полёт к красной планете. Лозунг «Вперёд, на Марс!» даже стал его личным девизом. Неизвестно, когда изобретатель придумал этот лозунг, но умер он в 1933 году, задолго до того, как полеты на Марс стали обсуждать серьезно. Калибр личности[1] Фридриха Цандера демонстрируется тем, что полетом на Марс он занимался в то время, когда в стране была разруха, голод, болезни и другие ужасные условия жизни.

Большинство людей хоть и не бредят космосом, но поняв, как формируются их интересы, могут тем самым существенным образом повлиять на свою жизнь. От того какую информацию мы потребляем зависит наш кругозор, интересы и неудовлетворенности. Чем больше мы знаем о мире, тем больше разных интересов может возникнуть у человека[2]. Например, любопытство к плаванию может возникнуть, если узнать, что это отличный вид спорта, в котором работают все мышцы. Увидев подводный мир или экзотических животных, узнав про далекие острова и культуры, может появиться интерес к путешествиям или изучению дикой природы. Полученная информация определяет интересы человека. А вот удовлетворение интересов или желаний происходит, когда человек демонстрирует прикладное мастерство, то есть, когда он становится мастером своего дела. Научившись хорошо плавать человек реализует свое первоначальное желание к плаванию, и возможно, не сможет жить без плавания[3].

Чем шире и сложнее интересы человека, тем более интересная у него жизнь. Конечно, при условии, что человек постоянно развивается и меняет мир, то есть действует. Расширение кругозора за счет качественной и сложной информации – это постоянная деятельность человека в течение всей жизни, которая влияет на бесконечное развитие личности. Осознанно формировать свои интересы, переводить их в идеи и понимать, как идеи можно воплотить в жизни – это и есть признак интеллектуально развитого человека-мастера (деятеля)[4]. Широта интересов и масштаб задумок – это возможность для применения и реализации природного потенциала человека.

Кругозор человека можно разделить на знание методологических трансдисциплин, кругозорных дисциплин и прикладных дисциплин. Про трансдисциплины и прикладные дисциплины мы поговорили в прошлом разделе и еще подробнее поговорим в следующей главе, когда будет рассматривать модель «Человек-платформа». Кругозорные дисциплины формируют деятельностный кругозор, который является частью ролевого мастерства[5]. Например, системное предпринимательство, системную инженерию и системный менеджмент мы относим к кругозорным дисциплинам или к деятельностному кругозору[6]. Но отдельно выделяются конкретные прикладные предпринимательские, инженерные и менеджерские дисциплины такие как lean startup[7], customer journey, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ+), use case 2.0, P2M, теория ограничения Голдрата, kanban, и многие другие.  

Деятельностный кругозор помогает разбираться с тем, как устроена человеческая деятельность. В книге «Образование для образованных» Анатолий Левенчук приводит пример Антона Тюкова, который выделил 16 видов человеческой деятельности: политика, религия, философия, искусство, наука, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, технология, проектирование, коммерция, финансы, право, армия, материальное производство и «пока не оформившееся просвещение».

Понимание того, как устроена каждая такая деятельность помогает встраиваться в команды, которые реализуют проекты в соответствующих видах деятельности. Обычного жизненного опыта достаточно, чтобы не спутать педиатра и терапевта, но вот чтобы создавать ИТ-систему в медицинском учреждении будет необходимо знание предметной области.

Конечно, нет необходимости детально разбираться заранее во всех видах человеческой деятельности. Да это невозможно сделать, как минимум из-за недостатка времени. Однако, можно иметь трансдисциплинарные знания или знания трансдисциплин, которые помогут быстро разобраться в нужной деятельности.

Знания методологических трансдисциплин (включая системное мышление) и деятельностный кругозор позволят находить общие составляющие любого проекта в разных видах деятельности. В проекте выделяются роли и их интересы, разного вида системы, области интересов, системные уровни и цепочки обеспечения. Например, в любой деятельности можно найти инженера. Так, в парикмахерской инженером мы назовем парикмахера. Можно выделить целевую систему – прическу, и т.д. Без знания трансдисциплин и кругозорных дисциплин также можно разобраться в любой новой прикладной деятельности, но такое разбирательство будет проводиться без формального метода трансдисциплины, а скорее методом проб и ошибок или на интуиции, которая может подвести в незнакомой ситуации. Трансдисциплины и деятельностный кругозор дают метод для быстрого изучения новой деятельности, но мастерство формируется только за счет реализации конкретных проектов.

Таким образом, кругозор в целом формирует интересы человека. Методологический и деятельностный кругозор позволяет встраиваться проекты и команды, а прикладной кругозор – это знание прикладных дисциплин. Формируется кругозор за счет окружения человека и осознанного потребления информации. На калибр личности влияет изучение знаний на фронтире науки. Мастерство – это главное мерило человека как деятеля, меняющего мир. Мастерство придает реальный вес человеку в социальном окружении, и помогает ему удовлетворять свои потребности.


[1] Калибр личности Ф.Цандера определялся сложность жизненного интереса, которым был занят исследователь.

[2] Но больше знаний автоматически не означает больше мастерства, для которого требуется освоение технологий.

[3] Про формирование привычки будет рассказано в главе 2.

[4] Подробнее про практики и стадии жизнедеятельности бесконечно-развивающегося деятеля будет рассказано в главе 5.  

[5] О ролевом мастерстве поговорим в главе 6.

[6] В школе системного менеджмента отдельно преподаются трансдисциплины в виде курсов «Системное мышление» или «Онтологика и коммуникации», и отдельно преподаются кругозорные дисциплины -  «Системный менеджмент и стратегирование», «Системная инженерия», но при этом мы не можем преподавать многочисленные прикладные дисциплины предпринимательства, инженерии и менеджмента. Каждый человек после изучения методологических трансдисциплин и кругозорных дисциплин может осознанно выбрать необходимые именно ему прикладные практики (дисциплину и технологию).

[7] Прикладная предпринимательская дисциплина описана в книге Э.Риса «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели

[1] О необходимости ставить «шкуру на кон» говорит Н.Талеб в книге «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Об этом понятии будем говорить в разделе 11.

[2] Правило описано в книге Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры».

[3] https://blog.system-school.ru/2020/09/24/кругозорные-трансдисциплины/

Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление».

Церен, как всегда, очень приятно читать ваши тексты по теме развития человека. Спасибо.

Артем, большое спасибо за обратную связь. Это важное внешнее подкрепление). Прошу прощения за опечатки, пока это черновик книги.