Lytdybr

Переписываю раздел по интеллекту курса "Интеллект-стек", кроме широты/силы/универсальности как харктеристики интеллекта по Chollet добавил вменяемость/persuasability по Levin. Ещё за последний год существенно изменился разговор про то, как учат нейронные сети (собственно, этот разговор продолжает быстро меняться уже сейчас в связи со всеми новыми опенсорсными чат-бот-сетками). И добавляю про эволюцию. Надеюсь на следующей неделе уже закончить с этим вступительным рассказом про интеллект и дальше быстро-быстро доделывать все разделы практик интеллект-стека, начиная с алгоритмики. В алгоритмике -- "универсальные алгоритмы", то есть тот же искусственный интеллект! Так что очередную итерацию буду публиковать не сразу после окончания раздела про интеллект, а после ещё и окончания раздела про алгоритмику. И это будет только половина книжки!

Запись первой встречи лаборатории администрирования, https://www.youtube.com/watch?v=v5WCuz1alfg, час двадцать минут разговора меня и четырёх мастеров про администрацию, бэк-офис, инфраструктуру, обязательственные права, реестровый и депозитарный учёт, новую онтологию учёта Партриджа и так далее. На выходе должен быть курс администрирования. А пока пошли изучать литературу. Часть литературы в https://ailev.livejournal.com/1686561.html, ещё добавил . Заметки участника встречи в блоге: https://blog.system-school.ru/2023/05/29/post-na-pomidorku-laboratoriya-org-administrirovaniya-de-re-i-drugie-slozhnye-mysli/. Про "квантовую теорию собственности" — https://ailev.livejournal.com/213313.html. Мои рассуждения 2004 года про учёт: https://ailev.livejournal.com/213182.html, я тогда о книжке BORO даже не знал (узнал только в 2011 году, https://ailev.livejournal.com/938647.html), и помним, что вся эта история по линии Chris Partridge идёт дальше в современность, последний раз писал об этом в "Онтологическая инженерия в 2022", https://ailev.livejournal.com/1653296.html.

Алексей Каптерев радует интересным (https://www.facebook.com/kapterev/posts/pfbid02xgwRswjpNsSY62nDRBzd1Ju4xKxZzfSVjvqfcUzzDGcjeT4mWkKEjQHsTUCxxaKKl): каждый дополнительный год образования даёт прирост 1-5 IQ, причём вроде как на всю жизнь: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29911926/. И там сразу дискуссия: и что замеряет IQ, и мы помним, что с ним проблемы -- работы Chollet с хорошим обзором на эту тему, https://arxiv.org/abs/1911.01547. А умность IQ даёт, то есть интеллект? Ну, не совсем чтобы даёт: https://ailev.livejournal.com/1622124.html, там сравнение IQ разных учёных-гениев. Ну, и ещё статистика такая статистика: писалось и о том, что небольшое образование (бакалавр) и большое образование (магистр) дают чуть ли не одну и ту же зарплату (https://iq.hse.ru/news/471163755.html), и что наоборот, умственные способности сильно коррелируют с доходом, но очень богатые в Швеции чуток поглупее (https://academic.oup.com/esr/advance-article/doi/10.1093/esr/jcac076/7008955?login=false), на что тут же пошли опровержения: в Финляндии вроде бы не так (поглядите тред https://twitter.com/Scientific_Bird/status/1627644561588723712) и вообще статистика эта -- такая статистика, так что умственные способности (а значит и IQ в их основании) всё-таки прямо коррелируют с доходом -- https://cremieux.substack.com/p/brief-data-post#%C2%A7nonlinearities-in-the-relationship-between-iq-and-income. Но ведь всё равно приятно жить с IQ получше, если его даёт образование! Но этот рост IQ ещё с хорошим таким разбросом. И ещё нужно учесть, что образование образованию рознь: какое-то даёт IQ получше, какое-то не такой большой IQ, а ещё если дать человеку инструменты (калькулятор, Гугль, Гугль с Bard, команду людей с Гуглем и Bard), то что там с IQ? В одиночку-то никто не работает сейчас! Следовательно, если учить людей не умнеть самим по себе и работать потом голым мозгом, а использовать хотя бы моделеры -- то эффект будет больше, что мы и наблюдаем в ШСМ.

Дальше в треде, конечно, разговор пошёл про недоверие к работе ШСМ: квалификацию-то мы даём, но статистики надёжной и каких-то метрик результатов не даём! Так, в моём тренинге три квалификации по окончанию: специалист -- "ах, какой я стал крутой, как круто работаю", практик -- "вот тут мы с командой творим разное интересное, я сильно всем помогаю работать", мастер -- "я помогаю людям вокруг моей команды работать много круче". То есть предполагается, что позитивные результаты в виде поумнения от курса есть уже всех, только эти позитивные результаты надо дотащить от себя до других людей. Active inference, active intelligence: задача не просто думать, а думать, чтобы изменять модели себя, модели мира, себя и мир, и понимать, что из этого вообще изменять. А дальше нужно честно признать, что никакая "объективная оценка" результатов обучения просто работать не будет. Ни статистики нельзя собрать, ни на экзамены положиться, ни измерительной процедуры предложить. Как и с любым образованием, каждый принимает какое-то своё стратегическое решение: вкладываться в образование, или нет, при этом в наше в ШСМ образование, или нет. Абсолютно ненаучно, приборов для таких решений не предусмотрено, строгие алгоритмы не будут работать. Но нейронная сетка как-то справляется, квантовоподобный многокритериальный расчёт делает. Вот и ладненько. Я уже много писал на эти темы, не буду повторяться. При этом директоров по развитию мы делаем, они признают, что этот рост происходит на основе наших курсов, окружающие их люди признают, что они становятся умнее, но ничего кроме таких заявлений из области научных обоснований предложить не можем. И даже сомневаемся в больших умственных способностях тех, кто продолжает настаивать на "объективности" и продолжает требовать статистики (ох, сколько на эту тему уже было говорено!). Разговаривайте с нашими выпускниками, смотрите тексты курсов (они открыты), смотрите доклады выпускников на конференции (они опубликованы), принимайте решения -- но никаких метрик (типа "мы наладили измерение IQ, поднимаем IQ по 3 единицы за семестр") не будет, все эти метрики легко критикуются и поэтому полностью бесполезны.

Ещё про сертификацию: студенты техпреда сегодня в чате напомнили о трёхлетней давности тексте "Неполиткорректное на день студента" https://ailev.livejournal.com/1502797.html, где я обещал не освоившим курс системного мышления или системной инженерии ставить двойки, а кто этому сопротивляется -- тех объявляю хорошего образования. О, тогда много было обсуждений этой позиции (там в посте ссылки на дискуссии, да и к самому посту много комментов), а ещё некоторые люди вылетели в том году из МФТИ ровно по описанному сценарию, "не справились с обучением". При этом я признаю, что экзамен ровно ничего не показывает -- показывает работа. Вот экзамен организован в форме эссе по результатам работы. И в этом эссе чётко видно: разобрался студент в предлагаемых ему способах мышления, или не разобрался. Беда, если не разобрался: я честно об этом напишу. Я помню, как на первой пересдаче тогда студентка бегала по рядам и спрашивала у одногруппников: "что такое архитектура"? Ибо оказалось, что без понимания того, что это такое (это ещё старое понятие было!) эссе сдать нельзя ни устно, ни письменно. Нормально, получила потом "хорошо" на второй пересдаче, с комиссией. Ибо открыла учебник (тогда ещё не курсы, а учебник) и разобралась. Как это сочетается с предыдущим абзацем? МФТИ -- это вуз, там приняты экзамены. В ШСМ экзаменов нет, но зато есть квалификации. В обоих случаях, в основе лежит выполнение проекта по каким-то практикам. Грубо говоря, оценка ставится субъективно, как в фигурном катании: выехал на лёд, покатался -- и судьям сразу видно, впервые ты на льду, или что-то умеешь. Это не экзамен на знание учебника, не квалификация по учебному материалу. Это оценка выполнения "реального проекта", умения что-то сделать. И тут же оговорка: не факт, что потом студент сможет это всё повторить в следующем проекте, так что запросто можно эту оценку игнорировать. Но мы считаем, что какая-то корреляция текущих успехов с будущими есть. При всех возможных оговорках, ибо все оценки знаний и умений критики обычно не выдерживают. Ну, а дальше мы широко улыбаемся и киваем на попытки оценки умений всяческих Bard и ChatGPT. Сколько там умных людей собралось, но никак экзамен на поумнение не придумают! Вот мы с ними там даже соревноваться не будем, предъявлять кому-то поумнение наших выпускников на каком-то надёжном бенчмарке. И, повторюсь, при всех запросах "предъявить результаты" будем предъявлять выпускников и их работы, а не "объективно замеренные результаты". И хихикать над самой постановкой вопроса.

И ещё у Каптерева про "теорию поколений" (https://www.facebook.com/kapterev/posts/pfbid022NZA7au9hXaLeRkThbiBsYpbhDEBmZg65Quc8io5STYP2mekGCBx6ujNnQ8CdzqVl), которая плоха уж тем, что в один дискретный индикатор "поколение" замешивает возрастные изменения, культурные изменения и когорту, https://ru.wikipedia.org/wiki/Когорта_(демография). Подтверждающая работа про кривизну отсылок к "поколениям" -- https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7471586/ (но Алексей предупреждает, что выводы и этой работы тоже можно критиковать: какие-то мифы о "поколениях" легко могут оказаться не-мифом, или мифом). У меня отсылок к поколениям было довольно мало, хотя поколение Z в моих текстах начало появляться (а как писать, что начиная с какого-то возраста школьники в вузы приходят абсолютно недоученные?! И выходят из вуза абсолютно неспособные к работе?! Причём это статистически значимое явление оказывается). ОК, буду писать обо всём этом по возможности развёрнуто, избегая слова "поколение".

Меня начал глубоко беспокоить мой телефон Honor 8x 64Gb black, он у меня с ноября 2018 (https://ailev.livejournal.com/1457006.html). Дело даже не в замене батареи (я сделал замер: осталось 55% начальной ёмкости), а в странных зависаниях и потерях связи в городе. Нюхом чую, что надо менять. Тогда такой телефон стоил 18 тыс рублей, а его нынешним эквивалентом является что-то типа недавно появившегося Readmi Note 12 4G 6/128GB, который стоит столько же, 18 тыс. Подешевевший рубль может купить при этом практически всё то же самое, что в 2018 году, только в полтора раза больше оперативки, вдвое больше внутреннего диска и вроде как чуть-чуть побольше скорости (что не слишком существенно). И что-то мне подсказывает, что покупать телефон надо вот прямо сейчас, ибо дальше опять какой-нибудь вселенский апокалипсис начнётся. Завтра озабочусь, если прямо в магазине не передумаю с моделью. Шило на мыло и минимум сутки с бубном переносить софт со всеми паролями, но что уж делать!