«И швец, и жнец, и на дуде игрец». Задание на мышление письмом к главе «Роли» курса «Системное мышление»

Хотелось бы поразмышлять о пользе «табличек» с описанием потребных ролей для того или иного проекта. На ранних стадиях предприятия, на этапе стартапа — обычная история, когда «все делают всё». На эту тему даже есть много фольклора в виде анекдотов.

Проблема ещё осложняется тем, что обычно когда говорят стартап, то это клубок не только (и не столько) из операционной деятельности, т.е. «все делают всё» на молодом предприятии, но это ещё и система-создатель этой самой операционной деятельности, т.е. «все делают всё» в создании и развитии этого молодого предприятия.

И когда на самом старте у вас команда из нескольких человек, если нигде явно не отмоделировать те самые потребные роли очень сложно клубок распутать. Успеха тут удаётся достичь только если роли размазались по исполнителям естественным образом, и все так или иначе «закрылись». Такое тоже встречается, но когда можно это методично выявить зачем полагаться на случай?

У меня вот чаще встречались случаи, когда какую-нибудь роль инженера занимали все в команде и подолгу спорили об воплощении системы, а вот о том какой надсистеме это воплощение нужно обсудить забывали, потому что роли-представителя этой надсистемы не выявлено.

Но когда перед глазами появляется та самая «табличка» с перечнем ролей, необходимых для успешной системы, когда эти роли явно разделены между временем эксплуатации и временем развития сразу видно где актёров избыток, а где недостаток. На первых этапах вполне можно исполнить какую-то роль с плохим мастерством в этой роли, но это гораздо лучше, чем роль проигнорировать.

До того как я познакомился с мета-мета-моделью ШСМ такие вот «провалы» в компетенциях получалось выявлять только косвенно. Например, команда готовит «Эскизный проект» по какой-то новой космической системы, и например система питания в этом проекте занимает 20 страниц, система ориентации и стабилизации 2 странички, а описания «Возможностей»:рынка и надсистем нет вообще. Вот это был явный сигнал, что в каких-то компетенциях провал.

Наличие «таблички» помогает высветить такой провал в документации ещё до того, как она начала формироваться.

Предварение обсуждения объявлением роли

Вот этому приёму я научился давно ещё с НЛПерских времён. «Скажите мне, Киса, как художник художнику: вы рисовать-то умеете»? Очень помогает в общении явно объявить свою роль, обычно из неё культурно-обусловлено собеседник понимает интересы, обсуждение проходит продуктивнее. Для неопытного же собеседника, это помогает сориентироваться и осознать низкий уровень своего мастерства и не «вякать» не понимая сути терминов.

И тут тоже «табличка» помогает, потому что когда в обсуждении возникает какой-то вопрос, который непонятно каким боком тут всплыл можно пройтись глазами по перечню ролей и выявить от какой роли он появился. Может так оказаться, что в списке нужной роли нет, тогда это очень здорово, потому что нашёлся тот самый стейкхолдер, про которого все забыли. А раз он появился во внимании, то и вероятность что его интересы будут учтены повышаются, шанс на успех системы повышается.

Представление по роли, а не по должности

Этому трюку тоже научился с опытом. На визитной карточке записана должность, но представляюсь новым знакомым всегда с позиции надсистемы, если заранее знаю роль нового знакомого, то представляюсь той ролью, которую выполняю в проекте с тем же интересом.

Например, если знакомлюсь с бухгалтером нового контрагента, я скажу ему что в нашем проекте я тоже бухгалтер. Сразу понятно какие вопросы могут быть нам интересны в обсуждении. Бухгалтер будет знать, что по бухгалтерским вопросам надо обращаться ко мне, а не к кому-то ещё. И я буду знать что бессмысленно обсуждать коммерческие возможности с бухгалтером, а вот когда выявлю с кем можно, с бухгалтером мы уже обсудим тебе-себе отчёты по этому договору.

Elevator pitch по роли

Есть такой стартаперский приём о котором много разговоров, можно назвать его практикой. Называется «Elevator pitch»/Презентация в лифте. Идея в том, чтобы рассказать идею своего стартапа за время, пока вы едете с потенциальным инвестором в лифте так, чтобы он заинтересовался. Но эту практику можно вполне расширить не только на роль инвестора. Возможно вы едете в лифте с потенциальным главным конструктором, и вам тоже надо быстро его убедить в том, что ваш проект для него идеален. Тут тоже помогает понимание ролей, потому что эта самая речь должна быть на языке роли, к которой вы обращаетесь. И я тут не согласен что elevator pitch должен быть один отточенный до автоматизма. Я тут за то, что их должно быть несколько в зависимости от той роли, которой вам в проекте не хватает.