В субботу прошла первая встреча лаборатории. Полноценно участвовать я не смогла - в пути задержались больше, чем было заложено запасного времени, и в выбранный отель не заселили, и нормальный канал не смог обеспечить ни один из трех операторов (SLTMobitel, Dialog, Airtel). Но слушать я могла. И то что слышала - попробую сделать.
Если начинать от «печки», то есть курс методологии о деятельности вообще, и курс инженерии о деятельности по изменению мира. На базе курса инженерии есть пояснения по изменению именно организацонных систем, в курсе менеджмента. А в состав практик менеджмента входит администрирование - деятельность по созданию, развертыванию, развитию и т.д. конвейеров обеспечивающих ежедневную работу организационных систем.
Курс по инженерии администрации/бэк. офиса и есть цель лаборатории. Это название, мне больше всех других написанных и прозвучавших нравится. Потому что слово «администрация» моей бабушке без дополнительных объяснений будет понятно о чем…а тем кто знает сколько разных администраций бывает - тоже будет понятно «о какой части мира речь» (приблизительно).
На встрече говорили о том, что практики администрирования, аналогичны практикам разработки, только использоваться будут в другом кусочке мира и по другому будут называться.
Теперь я попробую выписать черновик этих практик:
- Определение учетной модели - это про то, что в тех учетах о которых знаю я, есть более одной модели.
- Рассмотрение метода учета - какие стандарты/правила применять
- Учет объектов - тут про действия по выбранному методу
- Логистика документов/данных - что и кем изменяется, где хранится и куда передается
- Выполнение проверок - работа с рисками, тут все то что разные другие службы принесли (функциональные, архитектурные, безопасности, юристов)
Разворачивают администрацию и оперируют практиками менеджмента.
Проверить попробую на договорах:
- Все действия которые мне нужны при подготовке договора, происходят на каком то его состоянии, возьмем модель состояний договора
- На каждом из состояний есть какие то действия по правилам, включая проверки (из состояния «Протокол закупочной комиссии» в «Заявка на закупку» перейти просто так например не можем, можем перейти в состояние, например «Договор с закупочными процедурами»)
- Строим таблички для учета состояний и их отслеживаем, выполняя действия для состояний (где можно - автоматически)
- Договариваемся про логистику и включаем договоренности в действия для состояний
- Настраиваем проверки и их тоже, включаем в действия для состояний с учетом логистики (кому должно прийти по результатам проверки)
Дальше отслеживаем п.3 по скорости и точности и если надо правим. И если новый договор - правим, в отличающихся местах.
На правах материалов для подготовки к совещанию я читала о моделях в перспективах de se (кажется это то что Анатолий называет СебеУчет) и de re (ТебеУчет). Это было тяжелое чтение. Конструкции из не каждый день встречающихся слов, в голове расшифровывались в хоть какие то смыслы, сильно не с первого раза. Но кое-что прочесть удалось:
- Проблему учетных систем, с внутрихозяйственными операциями, которые из большинства отчетов исключаются - я видела 150000 раз (как человек из отрасли 1С). О том что эта проблема решаться может, только нужны другие правила учета, задумалась первый раз
- Долго рассматривала картинки в примере с банками, где были схемой представлены данные о межбанковских переводах, в какой то системе. И та система может выполнять верные действия, только после указания ей роли (система в примере может быть администратором и делать одни действия при переводе или владельцем счета и делать другие действия). Следом шел второй набор схем, о ТебеУчете, где текстом описывается упрощение и еще раз упрощение, от того что в системе учета роль «прибивается гвоздями сразу» и показаны более сложные, схемы с данными о тех же межбанковских переводах
- Agent-neutral (агентно нейтральные) системы можно использовать для разных ролей, без изменения в системах, а не только для разных экземпляров одной роли как в случае с agent-relative (агентно относительными) системами.
Еще, читала и говорили о проблемах регистрации перехода права. Есть такие состояния у учитываемых объектов «в пути». И для точного учета нужно перед передачей объекта от владельца к владельцу, регистрировать состояние «объект в пути». Тут думала о том что с учетом автоматизации регистрировать это состоянии будет иногда дольше, чем не регистрировать. Cложно)
*помидорок ушло 6
**Модель Kandinsky 2.1 нарисовала: учет договоров на складах в стиле pencil_drawing