Опять учиться: практикуем систематическое медленное чтение и экономим время

Нельзя однажды заняться чем-то и до самого конца (карьеры или жизни) пользоваться исключительно знаниями, полученными на начальных этапах. Мир не стоит на месте, технологии совершенствуются, а что-то и вовсе уходит в прошлое. Поэтому консервация знаний в собственной голове без постоянного вливания новых — максимально невыгодная стратегия. Все-таки в наше время никто не захочет лечиться кровопусканием или гладить вещи утюгом, в который необходимо засыпать раскаленные угли. Вот и сведения об окружающем мире, как и технологии или предметы гардероба, необходимо регулярно обновлять.

Одной из важнейших практик, которая помогает расширять области знаний и развивать кругозор, является систематическое медленное чтение. Что это такое, почему оно совсем не похоже на обычное времяпрепровождение с книгой и как помогает потреблять информацию так, чтобы она навсегда откладывалась в голове? Предлагаю разобраться с этим, а заодно и попрактиковаться.

Медленно для мозга, быстро для души

Представим следующую ситуацию: человек включает научно-популярное видео на YouTube и слушает, как ведущий в подробностях рассказывает о каком-либо событии или явлении. Может показаться, что идет процесс получения новых знаний и прокачки мозгов. Однако реальность отнюдь не столь радужна, и вы сами можете это легко проверить. Попробуйте вспомнить информацию из видео, которое вы посмотрели полгода назад. Можно даже облегчить себе задачу — откройте любимый канал и взгляните на превью материалов тех времен. Я почти уверен, что некоторые из них вы и вовсе не вспомните. То же касается и прочитанных книг. Получается, что огромные пласты потребляемой информации просто уходят в небытие, а для их восполнения приходится тратить драгоценное время на повторное изучение.

А теперь давайте посмотрим на описанную ситуацию с другой стороны — с позиции блогера, который сделал и выпустил видео. Предположим, что он ведет свой канал много лет и уже разобрал немало сложных тем. Более того, каждый раз ему удается находить все новые и новые истории для выпусков. Что помогает ему работать со столь большими объемами данных, не запутаться в них, структурировать информацию и главное — помнить изученное? Чаще всего человек, который создает научно-популярный контент, очень хорошо знаком с практикой систематического медленного чтения.

Чтобы говорить более предметно, возьмем для примера блогера Топу. Он ведет канал «Utopia Show» (больше 5 миллионов подписчиков), который посвящен разоблачению мистификаций, психологии и социальным проблемам. Для того, чтобы постоянно выпускать новые материалы, он практически ежедневно читает книги (даже собрал у себя внушительную библиотеку с весьма редкими и дорогостоящими экземплярами) и научные статьи, делает заметки, выписывает цитаты и, как он сам признается, испытывает от такого труда настоящее удовольствие. Вот так, на примере одного человека, добившегося успеха в своем деле, можно увидеть главные признаки и особенности систематического медленного чтения.

А теперь самое время открыть вкладку с заметками…

Систематическое медленное чтение — это, в первую очередь, процесс обучения и осознанного потребления информации. Для большинства деятелей это еще и обязательная часть работы, которая знакомит с новыми практиками, тенденциями и главенствующими в обществе идеями.

Поэтому и литературу нужно выбирать соответствующую — ту, что подходит личной траектории развития (а о том как ее построить, расскажу в одной из следующих статей). То есть речь идет не о художественных произведениях, которые обычно читают, чтобы отдохнуть и расслабиться (если речь не идет о специалисте, работающем напрямую с такими текстами), а о нон-фикшне. Так, например, дизайнер сначала изучает принципы построения композиции и осваивает необходимые в работе компьютерные программы, а затем регулярно пополняет багаж знаний посредством статей и интернет-ресурсов. Это позволяет ему всегда оставаться в тренде — знать какие цвета, формы и стили популярны в определенный момент времени и использовать их в прикладной деятельности. Таким образом, систематическое медленное чтение нельзя путать со стандартным потреблением художественного контента.

Важно, чтобы чтение просветительской литературы было плановым, чтобы мозг привык ежедневно получать порцию свежей информации. Необходимо заранее выбирать книги или составить список сайтов, на которых регулярно выходят статьи по определенным тематикам. При этом изучаемые материалы не обязаны соответствовать прикладной деятельности, которой человек занимается в рамках своей профессиональной роли. Никто не запрещает систематически потреблять информацию о новой дисциплине, которая вызвала интерес.

Впрочем, сформировать список литературы и каждый день уделять время ее прочтению — это только полдела. Главное — вести записи. Это именно то, что делает большинство блогеров при подготовке материалов. Они погружаются в тему, изучают данные из десятков, а то и сотен различных источников. Запомнить столь огромный пласт информации не способен даже гений, а потому на помощь приходят заметки. Здесь можно восславить прогресс за то, что у нас есть компьютеры и смартфоны, позволяющие записывать данные практически в любом месте и в любое время. Но лучше всего работать на большом экране, чтобы создание заметок отнимало меньше времени и не позволяло отвлекаться на что-нибудь другое. Только ведя записи можно быть уверенным, что нужные сведения никуда не денутся, и при необходимости вы сможете к ним обратиться.

«Ведение заметок позволяет при первом же прочтении книги (в первую очередь – нехудожественной литературы) вытащить из нее в несколько раз больше информации. Если при этом еще ведется база понятий и практик, то при первом же прочтении вытаскивается до 80% «закопанных сокровищ». Да, книгу вы будете читать дольше; но дальше вы быстрее начнете применять информацию из нее, быстрее получите результат, сделаете меньше дорогостоящих ошибок. Кроме того, глубина проработки увеличится: чтобы вытащить столько же информации без понятийного наведения внимания с задействованием экзокортекса, потребуется перечитывать эту книгу в несколько раз больше»

«Собранность»

Подводя итог:

  • Систематическое медленное чтение — это процесс обучения, в ходе которого потребляется и усваивается новая информация;
  • Для такого чтения подходит нон-фикшн литература и учебники;
  • Систематическое медленное чтение должно быть плановым — важно выделять на него хотя бы по 30 минут в день. В связи с этим, книги и электронные ресурсы со статьями необходимо выбрать заранее;
  • Исключительно важно при медленном чтении вести заметки, так как они позволяют лучше усваивать информацию и сохранять ее на долгий срок.

Со временем систематическое медленное чтение станет неотъемлемой частью жизни, и обходиться без него будет сложно. А если оно начнет приносить удовольствие — это будет значить, что вы достигли наивысшего уровня мастерства в проработке данной практики.

С самого детства нас учат, что чтение полезно, что оно развивает память, воображение, формирует представления о мире и дает доступ к знаниям. Все это правда. Но чтобы получать от него максимум пользы, необходимо читать правильно.

Вспомнился Канеман. Он пишет, что мозг при сложном вопросе как бы подменяет его. Например, вопрос звучит “Что изучил на Ютубе полгода назад?”. Мозг не может вспомнить, поэтому заменяет вопрос, например, на “Что смотрел на ютубе полгода назад?” Смотрел Курпатова, а про что он говорил не помню. Но уверенно отвечаю “Да! Помню! Курпатова!”. И впадаю в иллюзию знания, я же помню. А на элементарные вопросы ответить не могу.

Как у вас реально это происходит в жизни? Что значит делать заметки во время чтения?
Я это понимаю так: записывать возникающие в голове мысли и идеи связанные с моей жизнью и вызванные прочитанным материалом, возможно о применимости этого материала в моем случае.
Если так, то 30 минут в день - это может быть одна страница какой-нибудь книги (если брать нон-фикшн без воды, ввиде саммари).

Лично у меня это происходит так - я читаю книгу (не важно в бумажном или электронном варианте) и параллельно у меня открыта страница с заметками. В зависимости от ситуации она может быть открыта как на компьютере, так и на телефоне. Тут кому как удобнее, но на компьютере записывать получается все-таки быстрее.

Записываю я отдельные цитаты, которые в дальнейшем могут быть использованы, а также собственные мысли касательно прочитанного. Я даже прописываю какие-то сравнения. например, в книге попадается рассказ о чем, я коротко обозначаю это в заметке и дополнительно от себя пишу о том, что мне это напоминает.

Медленно чтение на то и медленное, что времени на изучение материала уходит больше.