Картинговый пост #2. Пост-тренировочный

Дисклеймер: пост хоть и публичный, но пишу его в первую очередь для себя, ни на что не претендую, ничего не жду.

Продолжаю серию постов про картинг. В этот раз снова будет анализ прошедшей тренировки.

Для анализа тренировок пользуюсь адаптацией стека танцевальных практик А.И. Левенчука к картинговому домену:

stek-kartingovyh-praktik

Доклад об адаптации стека был представлен на системной конфе, можно посмотреть тут: https://www.youtube.com/live/VDV5br1EVnI?feature=share&t=29690

Вчерашняя тренировка была из 3 частей:

  • 10 минут разогрев - размяться, вспомнить все, попробовать держак на треке
  • 20 минут - 3 гонки, старты пилотов с разных позиций, определяемых тренерами
  • 20 минут - пилотирование и отработка техники

Разберу самые большие свои ошибки в гонках и в тренировочных заездах.

Ошибки в гонках

Не оставил места внутри шпильки другому пилоту - нас обоих немного снесло, но не развернуло. Тем не менее, пилоты сзади приблизились и мы могли потерять позиции.

Основной уровень - гоночные маневры

Объекты: обгон, борьба, перекрещивание траекторий, нырок внутрь (нет в табличке, надо добавить).

Как это развивалось. При подходе к первому повороту пилот передо мной (фиолетовая линия) ошибся на торможении и промахнулся мимо апекса (зеленая звездочка), проехал поворот слишком широко, оставил мне много места. Я затормозил хорошо, попал на апекс и на выходе из первого поворота поравнялся с соперником.

Далее была моя тактическая ошибка в выборе маневра - при подходе ко второму я начал смещаться внутрь и поджимать соперника в борт в надежде, что он уступит позицию. В внутри второго поворота прижатый к борту соперник немного толкнул меня в бок (у него просто не было места, я не оставил), меня немного занесло (желтая звездочка):

povoroty-1-2

В процессе борьбы эмоциями управлять становится сложнее, мне показалось, что вот еще чуть-чуть, и я пилота пройду. При этом рациональное мышление о связке поворотов ушло на второй план. Хотя, если бы я его включил, то было бы очевидно, что нужно сделать заход во второй поворот шире и перекрестить (тоже объект, его тоже нет в списке) траектории (зеленая линия). Так я бы раньше открыл газ, оказался бы внутри следующей скоростной дуги и на ней опередил бы соперника чисто.

Что поправить: в режиме гонки отдать весь нижний уровень практик на автомат, выключить эмоции, S2 использовать для обработки объектов на уровне гоночных маневров и гоночных кругов - больше фокуса на тактику и планирование.

На каком уровне править: гоночные маневры

Ошибки в тренировках

Прохождение шестого поворота

В чем ошибка: не адаптировался к увеличению держака и продолжал ездить по траектории, когда его мало (синяя).

Основной уровень: гоночные маневры

Основные объекты: связка поворотов, траектория (этого объекта в табличке нет)

В начале тренировки на трассе было мало держака - пыльца деревьев и пыль оседает на треке, забивает неровности покрытия, из-за этого сила максимального зацепления резины не такая большая.

После разминки и гоночных заездов пыль раскатали, накатили небольшой слой резины на трек, держака стало больше - стало возможно прикладывать большие усилия на колеса до начала их скольжения.

povorot-6

Когда мало держака нужно (зеленая линия) шире заходить в пятый поворот, тормозить на прямых колесах вдоль пятого поворота (чтобы морда не смотрела на шестой поворот, а смотрела мимо), поворачивать машину перед шестым поворотом и к вершине (апексу) шестого поворота уже ехать практически прямо, как можно раньше открывая газ. Это медленнее на входе в пятый поворот, но не портит выход из шестого - нет сноса, интегрально по скорости до конца восьмого получается быстрее.

Как надо было: в пятый заходить с середины, немного тормозить на прямых колесах, но мордой направленной в шестой поворот и шестой поворот поворачивать на большой скорости - зацеп есть, сноса не будет.

На каком уровне исправлять:

  • ниже соматостатики? Нужно научиться детектировать уровень зацепа на трассе.
  • на уровне гоночных маневров - брать другие маневры (другую траекторию прохождения связок поворотов) в зависимости от уровня зацепления многими уровнями ниже. Но вот тут дребезжит, что зацепление не на том уровне находится.

Вход в восьмой поворот

Ошибка 1

Сначала была ошибка “ты слишком мало скорости вносишь в поворот”. И вот тут начинается разрыв мозга, потому что выяснение, что такое “мало вносишь скорости в поворот” проходит через несколько противоречащих друг другу утверждений:

Т: Ты вносишь мало скорости в поворот!

Я: Но я торможу на пределе, еще немного и задние колеса будут блокироваться! Плюс, когда я поворачиваю руль, передние колеса немного (0.1 .. 0.3 секунды) едут прямо, скользят мимо поворота. Это значит, что скорости на входе еще слишком много!

Т: Да, тебе надо тормозить сильнее

Я: Но … если я буду сильнее тормозить, то буду медленнее въезжать в поворот!

Т: Нет

Я: ??? Не понимаю, мне надо и скорости больше, и тормозить сильнее, ехать надо и быстрее и медленнее одновременно?

Чтобы разобраться, пришлось нырнуть на уровень ниже, в точки торможения, ритмику торможения и поворотов. Тренер имел ввиду, что мне надо сделать две вещи:

  1. Сместить точку торможения на 1 метр позже (с красной линии на зеленую)
  2. Тормозить регрессивно (сначала максимальное нажатие на тормоз, затем плавное его отпускание, как график на картинке)
  3. Начинать поворачивать все еще при нажатом тормозе (контролируя невыход из эллипса зацепления по прикладываемым на колеса силам)
povorot-8.-tochki-tormozheniya

Ключевое здесь - это совместить торможение и поворот. В английском языке для этого есть термин - trailbraсking. Красная и зеленая линии показывают силу нажатия на тормоз. Зеленая линия - более позднее торможение, совмещение поворота и торможения. Засчет этого: я дольше еду на большой скорости (до начала торможения), меньше еду на маленькой скорости (нет отрезка синей линии без торможения, как это было в красном варианте.

Основной уровень: ритмика

Основные объекты: точка торможения, график торможения

Как исправлять: сначала научиться тормозить регрессивно на прямой - сильно нажимать тормоз и плавно отпускать, потом закатывать регрессивное торможение в поворот; после этого работать над отодвиганием точки торможения в избранном для тренировки повороте

Ошибка 2

Начал пробовать, и с завидной регулярностью при подходе к апексу (желтая звездочка) задние колеса начали уходить в снос, зад машины заносить, и меня выносить по черной траектории мимо поворота.

povorot-8.-snos-osi

Здесь уже загадок было меньше, но контринтуиции на уровне тела сильно больше. Все дело в том, что я продолжал давить сильно на тормоз. Мозг одной частью видел, что скорость еще огого, и надо продолжать давить тормоз. При этом поворот руля уже достаточно большой, и усилия между колесом и треком выходят за эллипс доступного держака. Одновременно сильно жать на тормоз и сильно поворачивать руль ресурса зацепления нет.

Наоборот, надо отпускать тормоз плавно, это даст задним колесам немного ресурса зацепления, чтобы выдерживать центробежную силу, возникающую при повороте.

Я пробовал делать это мозгом. Подлетаешь к повороту, поздно тормозишь, начинаешь поворачивать, даже успеваешь подумать, что надо поднимать ногу с тормоза, а нога САМА продолжает давить на тормоз. Вуаля - снос задней оси, пролет мимо поворота.

Основной уровень: Ритмика

Основные объекты: точка торможения, trailbracking

Как исправлять: идти уровнями ниже и заставлять ногу подниматься с педали тормоза.

Вывод по стеку

Пока описывал проблемы восьмого поворота, понял, что в системных уровнях есть ошибка: уровень управления машиной находится слишком высоко и в целом к нему есть вопросы. По идее, он должен быть где-то до ритмики, ибо в ритмике уже задействуются торможения, поворачивания и разгоны.

Поставил задачку проитерировать стек картинговых практик. Дошли бы руки только!

На этом все.

Спасибо мне за внимани-е :)

2 лайка

Вот для меня ритмика – это какие-то действия очень низкого уровня (буквально: чтобы в ритм ногу можно было снять с тормоза. Чтобы тормозить и крутить руль. Чтобы газовать и крутить руль). А “точки поворота” и всё такое прочее – это же повороты/маневры – там в разных ритмах сочетаешь все движения.

И там так и просится разделить маневры (как круто проходить повороты) и “обводки/финты” (не знаю, как это сказать – но в футболе это отдельно “как водить/пинать/передавать мяч” и отдельно “как обвести другого игрока”. Так и тут: отдельно как крутить руль, чтобы поворачивать - и отдельно, как (с какой стороны, куда ехать) обойти соперника, когда умеешь уже крутить руль так, чтобы тебя не сносило.

То есть да, надо думать ещё над уровнями.

И дальше писать сводную табличку: что на каком уровне тренировать. Обычно хорошо бы иметь запас на нижних уровня. Скажем, если я умею круто поворачивать, то мне просто говорят, как обогнать соперника – и я делаю это, не надо запоминать сложные последовательности что куда там нажимать. Просто едешь, куда надо для обгона или подреза – и всё. А если плохо знаешь нижние уровни, то прямо таки много чего надо каждый раз выучивать “с самого низу”.

Мне думается, что там такая структура:

  • есть отдельные движения мышц
  • они складываются в ленты
  • из лент конструируются желаемые движения энд-эффекторов - рук, ног и тела
  • из желаемых движений конструируются движения органов управления машиной - рулем и педалями, распределением веса по колесам
  • из движений органами управления составляются простейшие фигуры - разгон, торможение, поворачивание, мелкие нажатия газа/тормоза для смены распределения веса по колесам
  • из них фигуры посложнее - прохождение поворота
  • из поворотов - связки поворотов, обгоны (специальным образом составленное прохождение связки поворотов)
  • из связок поворотов - круги
  • из кругов - заезды
  • из заездов мероприятия
И, возможно, здесь есть две ритмики:
  • ритмика/динамика движения руками и ногами. Например, для регрессивного торможения надо сначала резко нажать на тормоз, потом его плавно отпускать (очень контр-интуитивно, кстати!)
  • ритмика на уровне совмещения фигур - совмещение торможения и поворачивания, распускания руля и разгона
Да, после разбирания с объектами на уровнях будет табличка с упражнениями на изготовление нужных мастерств::систем, предоставляющих нужные сервисы.

В целом да, но вот “движения мышц” лучше говорить “усилия” – и там не только движения тела, но и свойства тела меняются (https://vimeo.com/388207799).

И ритмика там идёт дальше: ритмика кругов это ведь тоже ритмика. Многоуровневое всё!

Тогда ритмика, в таком случае, это не отдельный системный уровень. Это скорее больше к модульному синтезу (только во времени) относится.

И тогда оно да, многоуровневое получается.

Ритмику куда-то в трансдисциплины надо выносить, она пока в курсе “Моделирование и собранность” обсуждается в части собранности.

Но в части телесных практик в привязке к уровню движений получается (от долей секунды до единиц секунд). Может, надо как-то развести два термина – ритмика как работа со временем (но они ж ритмы – все эти сезонные ритмы, циркадные ритмы, иногда называемые “циклы”), и ритмика в части движения телом под какую-то музыку или не очень (включая сольмизацию ритмов через такадими).

Можно сделать заход и посмотреть в 4Д - и тогда расположение во времени - это такой же вопрос местоположения, как и про пространство, вопрос модульного синтеза и немного архитектурный.

Да, конечно. Паттерны в пространстве и во времени, то есть формы и ритмы – 4D-системность: паттерны в пространстве и времени, формы и ритмы: ailev — LiveJournal