Lytdybr

Закончили сегодня 26й поток "Системного менеджмента и стратегирования", последний под этим названием. По итогам потока минимум один мастер, остальные -- практики и специалисты, при этом мы угодили в длинные (длиннейшие!) майские выходные, что существенно подкосило "ударное завершение". Основное препятствие, которое все отмечали -- это входное незнакомство с "Моделированием и собранностью". Ровно поэтому следующий поток (уже под названием "Системный менеджмент и инженерия") будет с требованием пройти этот материал. Основное, что впечатлило студентов этого потока -- это обязательное дохождение мыслью до целевой системы в момент её функционирования, и дальше вопрос про пользу этого функционирования. Весь поток случился из айтишных предприятий, и проект за проектом оказывался существенно проще после определения целевой системы. Но ведь это только первый, хотя и важнейший шаг! И, конечно, проблемы начинались потом. Уже появился письменный отзыв на прохождение курса, при этом курс проходил уже мастер (и проходил уже третий раз!): https://blog.system-school.ru/2023/05/14/post-po-itogam-kursa-sms-2023-1/. Самая там приятная для меня фраза: "Если разница между версиями курса 2019 и 2021 годов для была х3 по количеству просветлений (как я тогда давал отзыв своему другу, специально нашел сообщения в телеге двухгодичной давности), то разница между 2021 и 2023 годом для меня х10, но уже не в просветлениях, а в том, что я донесу до рабочих проектов". В группе не было таких, кто не донесли результаты до рабочих проектов. Но меня в этот раз уже интересовало не "донесли -- не донесли", а масштаб донесённого! Меня волновало проведение проекта оргразвития прямо в ходе курса. Да, я понимаю, что хочу невозможного -- но примеры-то такие были даже в этом потоке! В этот раз основная проблема лежала на линии личного выбора, "самоопределения": аналитик -- инженер -- менеджер (организатор). Позитивные изменения в жизни и себе есть у всех, но в зачёт-то идут изменения к лучшему не в себе (это мы уже знаем, это приятный бонус), а что выпускники успели изменить к концу курса вокруг себя, какой масштаб этих изменений (поучаствовал в них, или инициировал и возглавил). Тем не менее, как обычно, чёткий выход в позицию директора по развитию (у тех, кто ещё не был в этой позиции на старте группы) в этом потоке тоже случился, и несколько менее чётких. Но я ожидал бОльшего, много бОльшего -- одного новоиспечённого мастера на группу мне мало! Ну, ещё не вечер -- ждём через некоторое время презентаций тех проектов, которые затеваются нашими студентами прямо сейчас. Ещё я задавал вопрос: что бы они сделали по-другому, если бы пошли по курсу вот прямо сегодня. Основные ответы: планировали бы на курс больше времени, была явная недооценка времени. И ещё чётче бы соблюдали предложенный порядок изучения материала. Надеюсь, следующий поток это как-то учтёт.

Следующий 27 поток "Системного менеджмента и инженерии" пойдёт с 21 мая 2023 -- и там вроде доотладили страницу записи: https://system-school.ru/2-org-dev. Подробное объяснение того, что и как там будет -- https://ailev.livejournal.com/1684078.html. А очередной 28 поток будет когда-нибудь не очень ранней осенью.

Вчера встречался с выпуском техпредов МФТИ 2022 года. Обнаружился ещё один выпускник, который стал директором по развитию на базе использования материала наших курсов. Он закончил магистратуру (там дают системное мышление и инженерию), а менеджмент освоил по нашим онлайн-курсам. Дальше планы предъявить какие-то проекты развития, стать мастером -- и преподавать то же системное мышление тем же техпредам, но не только: по курсам кафедры приходят учиться уже и студенты других факультетов. Так что всё продолжается. Сидели четыре часа на крыше в двадцати минутах от моего дома (и десяти минутах пешком от здания МФТИ на Климентовском), обсуждали по очереди проекты выпускников. Типичный паттерн выпускника в том, что есть основная неплохая работа у владельца какого-то крупного бизнеса, но есть ещё и любимый собственный стартап, а иногда и два стартапа, а иногда и три. Вот это фото сделано практически в темноте, обычным смартфоном, для меня это демонстрация чудес современной техники -- ещё года три назад такое было невозможно с телефонами, надо было иметь дорогую тяжёлую полноформатную камеру со светосильным объективом. Кликабельно:

И сегодня с потоком СМС, и вчера с техпредами обсуждали два маршрута облегчения прохождения какого-то сложного курса (вопрос оказывается для студентов очень неоднозначным, рассуждение контринтуитивно!):
-- через курсы-пререквизиты, которые снимают основные затыки в понимании и выходе на действия (в нашем случае -- это "Моделирование и собранность", часть моделирование снимает затыки в понимании, а часть собранности снимает затыки с выходом в практику. Это важно, чтобы мы не выпускали "диванных знатоков", умеющих рассуждать про материал курса, но выпускали деятелей, меняющих мир с использованием полученного на курсе мастерства).
-- через попсовую версию изложения сначала, про-версию потом. Попсовая версия, объясняющая что-то "на пальцах" и впрямь вызывает интерес и даёт знакомство с существованием каких-то объектов ("роль", "система" и т.д.), но потом про-версия после неё всё одно невозможна для прохождения, приходится проходить курсы-пререквизиты. Ибо "дополнительный курс" не снимает затыков в понимании, но только поднимает интерес к обучению. Важно, но недостаточно для успеха в освоении профессиональной версии. Поэтому время прохождения про-курса не уменьшается, но только увеличивается на время прохождения доп.курса (и у меня гипотеза, что аргумент "зато пререквизит и про-курс будут пройдены до конца" не работает. Скажем, про-курс будет требовать 100 часов, курс-пререквизит 100 часов, и доп.курс 100 часов. Итого: проход двух курсов займёт 200 часов, трёх курсов -- 300 часов, вероятность схода с дистанции IMHO насколько уменьшится за счёт лучшей мотивации, на столько же и увеличится за счёт бОльшей длительности изучения).
-- остаётся проблема: как объяснить, что нужно честно пройти курс-пререквизит? Примерно так же, как в университете поступают с курсом матана: не давать возможности пройти про-версию курса, и точка. В нашем случае "Моделирования и собранности" ситуация сильно облегчается тем, что матан результаты обучения сразу не может дать в жизни, а курс "Моделирование и собранность" -- может.
-- дополнительный курс при этом вполне имеет право на жизнь, но отношение к нему не как к про-курсу, а как к хоббийному курсу. Кто-то учит в качестве хобби танцы, кто-то учится петь, кто-то ходить под парусом, кто-то может выбрать хоббийно познакомиться с системным мышлением. Нет проблем, если они не захотят этим заняться профессионально. Тогда выяснится, что балету учат десять лет (много работы с телом и чуть-чуть танцевать), вокалистов тоже учат явно не один год (и там тоже хватает работы с телом ещё до того, как разговор пойдёт о мелодии и нюансах исполнения) -- и так далее со всеми хобби, с системным мышлением окажется всё то же самое, придётся таки проходить про-версию курса со всеми пререквизитами.