Кейс №4 Системный подход в воспитании детей

Вопрос воспитания ребёнка важен для меня, так как у самого растёт сын, ему 3 года. Решил, что буду использовать системный подход в этой области, потому что думаю о будущем своего сына.

Отмечу, что прежде чем воспитывать кого-то, надо самому воспитать себя - системный подход как раз помогает учиться самому, чтобы правильно взаимодействовать с окружающими, строить успешные системы.

Где в воспитании детей система, скажете вы? Готовый ко взрослой жизни ребёнок!

Когда относишься к своему сыну, как к системе "Готовый ко взрослой жизни ребёнок", у тебя появляется цель. Системный подход предполагает изучение лучших практик в области воспитания, в области анализа поведения ребёнка, корректировки, контроль своего поведения, анализ, изучение, корректировка ближайшего окружения, обучение у детей.

В области воспитания детей системный подход начинается с выбора целевой системы (каким хотите видеть ребенка в будущем), правильном определении рабочих продуктов, своих ролей, определении лучших практик для достижения.

Я хочу, чтобы мой сын сохранил индивидуальность, при этом не стал абсолютно послушным всегда и везде, а чтобы можно было с ним договориться, чтобы был самостоятельный, мог постоять за себя в случае необходимости, не боялся ошибок, если упал, вставал и шёл дальше, знал меру, ценил время и деньги.

Чтобы создать систему "Готовый ко взрослой жизни ребёнок" нужно учесть/удовлетворить много ролей вокруг - это не только родители и близкие, это и другие дети, например, в садике, на площадке, нянечки, воспитатели, друзья, даже роли преступников (в противоположном смысле - чтобы никто не навредил. Это и постоянный присмотр и воспитание ребёнка так, чтобы не подходил к незнакомцам и не брал из рук игрушки, сладости).

Воспитай себя!

Сложно привить правильные привычки, если сам не соблюдаешь правила. Ладно куришь, выпивают не дома, но поведение не спрячешь (ко мне это не относится, не пью, не курю)). Дети сразу копируют. Их молодой мозг впитывает всё как губка.

Случай из жизни: Я не скажу, что идеальный гражданин, но в парке бывает подбираю бумажки, мусор, чтобы донести до урны. Ну некрасиво же сорить там, где гуляешь. Так вот я даже немного прослезился, когда вдруг на прогулке сын сам поднял мусор (я с работы был уставшим и особо не смотрел по сторонам, а сын заметил в траве бумажку) и донёс до урны - со словами "Надо поругать дядю, который не выкинул мусор! " Горжусь своим сыном!

В данном случае я в роли некого идеала, на который сын будет равняться долгое время. Я даже стал иногда свои плохие стороны замечать в сыне - сразу корректирую прежде всего себя.

Случай из жизни: иногда работаю дома за компьютером. Часто сын подходит и тянет за руку "Пошли играть, папа! ". А я в ответ: " Сыночек, поиграй сам, я пока занят ".
И что вы думаете? Когда гостили у бабушки и дедушки, сын сидел смотрел мультик на телефоне. Подошла бабушка и позвала с собой играть. В ответ от сына " Нет! Я пока занят! " Причём довольно резко. Мы всё конечно посмеялись, но я задумался. И сейчас, когда сын отвлекает от компьютера и тянет играть, я стараюсь пойти поиграть с ним немного или заранее уезжаю работать в кафе, чтобы исключить вышеописанные случаи.

Кусаю и дерусь - это игра

Одно время сын часто сильно кусался, мог стукнуть, тыкнуть в глаз. Разговоры о том, что мне больно не помогали, запрет драться мог вредно повлиять в будущем, когда вдруг будут приставать хулиганы и дразнить - сын просто не сможет ответить. Тогда я стал изучать информацию в интернете - и нашёл ответ. Дети воспринимают это как игру - укуси папу, он смешно отреагирует. Так я стал в момент, когда сын разыграется сильно и укусит или стукнет, уходить и говорить своим видом, что мне не нравится эта игра. Это помогло. При этом сын получает важный урок взаимодействия с другими - начнёшь просто так кусаться и стукать, могут перестать играть с тобой.

Я опора в любом случае

Дети часто капризничают. Не кушают кашу, а хотят только шоколад. Или не хотят уходить с площадки, хотя уже пора домой. Бывают истерики по этому поводу. Часто родители в такие моменты сильно ругают детей, хватают и силой несут, не хватает нервов.

Не скажу, что я идеальный и спокойно ко всему отношусь, однако лучшая практика в таких случаях, дать понять ребёнку, что ты его любишь всё равно, однако не всё всегда будет так, как он/она хочет. Я даю немного поплакать в стороне, потом подхожу и предлагаю свои объятия, говорю, что идём полюблю, пожалею. Стараюсь говорить мягко, не давить, а объяснить. Ребёнок успокаивается и часто соглашается с вами или делаете вместе что-то альтернативное.

Лучше договориться

Часто в магазине дети хватают с полок сладости, тоже устраивают истерики, капризы.
Мы с сыном уже прошли этот этап и он знает папа настоит на своём мягко, но строго. Сын знает, что лучше договориться. Если берём киндер-сюрприз, то оставляет коробку конфет или печенье, которые схватил до этого. В магазине игрушек тоже делаем выбор - не больше одной игрушки. Я конечно хочу всё ему купить и сразу, но понимаю к чему может привести в будущем - поэтому сознательно ограничиваю выбор.

Ошибся? Ну бывает

Всё чаще сын хочет сделать что-то сам. Может сам открыть йогурт, или налить сок. Тут конечно часто йогурт оказывается на футболке, а соком заливает весь стол. Как часто я вижу ситуации в кафе - на детей кричат, иногда говорят "Какой ты свинья, криворукий" и т.п. Очень обидно за таких детей, но что поделаешь. Своему сыну я говорю: "Пролил? Ну бывает! " И мы просто вытираем стол, переодеваемся и живём дальше.
Данная практика поможет вырастить в сыне спокойное отношение как к своим, так и чужим ошибкам - он будет быстрее справляться с неудачами в жизни, быстрее оправляться и идти дальше.

Давай попробуем ещё раз

Трёхлетний ребёнок только учиться жить. Часто не получается что-то. Сын обращается ко мне и говорит: "Не получается, папа" и ждёт, что я ему помогу. Тут я не бегу сразу делать за него всё. Я говорю: "Давай ещё попробуем" И мы пробуем. Не всегда и со второго раза получается. Но тут важно дать веру, что сейчас не получилось, но в другой раз получится.

Без фанатизма

Отношение к ребёнку как к системе не значит бездушное отношение как к машине, роботу. Нет, всё через сострадание, этику. Мягко с любовью, иногда строго, прямолинейно, иногда с поблажками, отступая от правил. Не идеально, а в правильном направлении.

Если понравилась статья, подписывайтесь на рассылку лучших постов из блога ШСМ.

PS: пост написан за 2 часа во время тихого часа, пока сын мирно спал под боком. Так получилось, что воспитываю один. Но это уже совсем другая история.

1 лайк

Спасибо! Стало понятнее как подойти к воспитанию как к созданию системы.
Откликнулось про то, что дети неосознанно берут пример с родителей :slight_smile: Сын пока маленький, поэтому ещё не начал копировать поведение. Но я стала замечать у своей мамы контрпродуктивное поведение, которое есть у меня. И получается, что пока проговариваю ей что не так, и тут же продумываю как это можно исправить у себя. Вот такая связь поколений

Есть еще такой момент - передаются не только гены. но и мемы. Картины мира, слова, выражения, например, “денег нет”, “все мужики козлы” ну и т.п. Важно тут тоже фильтровать свои слова - что мы говорим своим детям очень часто, сами верим или говорим в пылу раздражения, когда ребенок капризничает.

Например, во мне сидел раньше мем “драться нельзя” - и в школе иногда обижали, я не мог дать сдачу, сразу в плач.В целом считаю вредный мем - надо учить с детства постоять за себя. Своему ребенку объясняю - просто так стукать нельзя, если стукнули, можно дать сдачи, укусили, кусни в ответ. Знаете, помогает. Вижу сын перестал просто так кусаться и драться, потому что понимает - врежут в ответ. Зато если игрушку пытаются отобрать даже постарше дети, не дает себя в обиду))

1 лайк