О боксе, инженерии и искусстве

Говорят, что легендарный тренер по боксу Кас Д'Амато не говорил своим ученикам фразу: “Стань чемпионом”. Этот тренер воспитал Майка Тайсона и еще нескольких чемпионов. Он формулировал задачу своим подопечным так: “бить противника, не давать себя бить и восхищать публику».

Обычно данный пример приводят, чтобы показать важность простой и понятной формулировки задачи. “Стать чемпионом” звучит не столь конкретно по сравнению с доступной формулировкой легендарного тренера. Это называется заземление или граундингом излишне абстрактной мысли. В данном случае объясняется за счет каких работ можно достичь цели.

Но я бы еще отметил в формулировке Кас Д'Амато элегантность и притягательность. И это достигается не за счет звучания и подобранных слов, а за счет четкости, выраженной тремя связками действия и объекта воздействия. Дополнительно я обратил внимание, что во фразе отсылается к системам на разных системных уровнях. Речь о своем теле, о теле соперника и о публике. Ну и в третьих, во фразе поминается эстетика. Тренер обращает внимание на то, что в любом деле нельзя забывать о красоте. Боксирующий человек должен быть красив, а его действия должны восхищать.

Когда мы говорим об изменении мира, то это тоже абстрактная идея. Мы развиваем методологию, которая позволяет инженерным способом менять мир за счет успешных систем. Эта фраза хоть и точна, но не добавляет граундинга. Наша сложность еще в то, что мы говорим о безмасштабной методологии, то есть мы пытаемся держать во внимании сразу много системных уровней: от вещества и личности, через сообщество и общество до человечества.

Объяснить всё, что мы предлагаем, по простому пока не получается. Но мы в прошлые годы были больше озабочены разработкой методологии. Если брать за аналогию бокс, то ранее мы занимались разработкой лучшей техники бокса. Сейчас нужно разработать методику тренировок, а также научиться объяснять боксерам почему им нужно взять на вооружении эту технику и учиться у не столь неизвестного тренера. Хотя это не совсем точная аналогия, потому что мы все же замахиваемся в целом на мировоззренческие идеи, т.е. на высокие системные уровни.

Мировоззрение - это вотчина культуры и искусства. Нам нужно будет скрестить с ними инженерию и техноэволюцию. Так что сейчас придется больше времени налегать на граундинг, эстетику, элегантность, стиль и привлекать деятелей искусств нашей масштабной жизненной фактурой о развитии как личности, так и цивилизации.