Тяжело в учении: как поспевать за меняющимся миром и что нужно, чтобы оставаться востребованным

Человек работает и получает за свой труд деньги, которые в дальнейшем тратит на различные товары и услуги. Это стандартная и в наше время интуитивно понятная каждому схема. Конечно же, существует множество способов заработка, но все они так или иначе сводятся к продаже собственных знаний и/или умений. Художник торгует умением рисовать, грузчик — физической формой, которая позволяет ему переносить тяжелые предметы, сантехник — мастерством по ремонту унитазов. Даже мошенник зарабатывает, пользуясь способностью втираться людям в доверие.

С течением времени появляются новые возможности и профессии, но сама схема заработка остается неизменной. А потом БУМ и начинается форменный бред! Некоторые индивиды при помощи компьютеров добывают из недр интернета монетки (coins), которых не существует в физическом мире, но которые ценятся выше золота. Сама идея подобного кажется контринтуитивной, и мозг ей активно сопротивляется. Сложившиеся представления о мире говорят, что такое просто не должно работать, но при этом в инфополе появляется все больше людей, которые попробовали и у которых получилось. Это сбивает с толку и заставляет либо отмахнуться от столь радикальной идеи, либо попытаться изучить ее подробнее.

Как не сопротивляться новым знаниям и научиться их принимать

Однажды президент американской Корпорации цифрового оборудования Кен Олсон заявил, что не существует причин, по которым люди захотели бы иметь персональный компьютер у себя дома. Сооснователь компании Intel Эндрю Гроув был уверен, что «персональные коммуникаторы» являются несбыточной мечтой. А сценарист и режиссер Дэррил Занук считал телевизоры нежизнеспособными, так как никто не захочет каждый вечер пялиться в фанерный ящик.

Сейчас подобные мнения кажутся смешными, но на самом деле, в контексте того времени, их существование было абсолютно оправданным. На протяжении своей истории человечество постоянно сталкивалось с изменениями представлений об окружающем мире. И в большинстве случаев принятие этих изменений происходило с большим трудом. Важно одно — развитие не остановить, и единственное, чем человек может ответить на постоянные изменения, — способностью учиться и постоянно вставать в роль ученика.

В знаменитом сериале «Клиника» был эпизод, наглядно это продемонстрировавший. В нем на примере двух врачей противопоставлялись разные подходы к жизни в постоянно меняющемся мире. Один из героев был традиционалистом и придерживался консервативных взглядов. Он не хотел связываться с новыми технологиями и всегда действовал по старинке, что, в конечном итоге, привело к трагедии и его последующему увольнению. Второй же каждый день инвестировал время в прочтение медицинских статей и изучение информации о современных устройствах. Ему, в силу возраста, было крайне тяжело, но он понимал, что без новых знаний он просто не сможет продолжать работать, ведь от действий врача буквально зависит жизнь пациента.

Процесс обучения человека можно сравнить с поездом. Суть в том, что локомотив мчится по заранее проложенным рельсам — это и есть интуитивные знания. Двигаться по ним удобно, ведь мозг не испытывает трудностей. Но в определенный момент происходит нечто экстраординарное — один из поездов находит способ сойти с проторенной дорожки и отправляется в свободный полет. Теперь он не привязан к одному пути, может направиться куда угодно, да и двигается значительно быстрее. Через некоторое время летающих составов уже несколько и с каждым днем появляются новые. В этот момент поездам, которые все еще находятся на рельсах, нужно решить — стоит ли им, подобно мандалорцам, остаться верными своему пути или же последовать примеру летающих товарищей и тоже отрастить условные крылья. Если будет выбран второй вариант, после того как полет будет успешно освоен, они смогут ощутить странное состояние, для которого даже придумали специальный термин — метанойя.

Что такое метанойя, как ее достичь и зачем это вообще нужно

После того, как понимаешь, что планета Земля имеет форму шара, крайне трудно понять, почему раньше думал, что она  плоская. После многолетнего вождения автомобиля, сложно представить, что когда-то этот процесс казался невероятно сложным. Вот и паровозик когда научится летать поймет, как неестественно для него было ездить исключительно по рельсам. Это и есть метанойя — перемена мышления, преодоление порога понимания, после которого трудно вспомнить, в чем состояли затруднения.

Сила тяжести.jpg

То есть новые знания становятся настолько естественными, что сложности, которые были связаны с их принятием, попросту забываются. Тем не менее, если обратить внимание на метанойю, это даст шанс разобраться в чем заключалась сложность, и почему такой переход не осуществился раньше. Зачем это нужно? Чтобы провести анализ и составить план действий для тех, кто только начинает осваивать новые знания.

Так как метанойя относится именно к обучению контринтуитивным практикам, вероятность преодолеть порог понимания самостоятельно крайне мала. Для этого потребуется не только мастерство собранности и умение вставать в роль ученика, но и ресурсы, которые позволят с наибольшей вероятностью успешно постигать новые модели мира. Это и структурированные учебники, и преподаватели, и «товарищи по несчастью» (такие же студенты). То есть, если какой-то гений, сам того не понимая, изменит мир, должен будет появиться системный мыслитель, который соберет всю необходимую информацию воедино и структурирует ее — переведет на понятный широким массам язык и представит на физических носителях (например, в виде книги).

«Работа по составлению правильных упражнений для получения такой метанойи у учеников — это трудная работа, но возможная. Создание адекватного учебного курса по уже имеющейся теории вполне может занять пару-тройку десятков лет, а если кроме самих упражнений нужно создать ещё и новую теорию, то и сотен лет, как это было в случае перехода от птолемеевского к коперниковскому пониманию движения планет. Все эти рассуждения про трудность создания теории и учебного курса в полной мере относятся и к системному мышлению»

«Практическое системное мышление»

Небольшой пример: когда курс биткоина стремительно пошел вверх, миллионы людей захотели разобраться, почему это произошло. Однако это получилось не у всех, потому что понять это без специальных знаний крайне сложно. Впрочем, там, где есть спрос, будет и предложение. В скором времени журналисты и видеоблогеры начали размещать материалы по обозначенной тематике. Но чтобы создать эти материалы, им пришлось заняться тем, что делают методологи и методисты — описать новое явление и оформить данные о нем в удобном для понимания виде.

В XXI веке проблем с доступностью тех или иных знаний, как правило, не возникает. Одни люди применяют системный подход для того, чтобы переработать их и составить обучающие материалы. А другим необходимо выбрать среди них те, что позволят максимально быстро обучиться. Именно поэтому, прежде, чем приступать к изучению чего-то нового, для начала следует научиться смотреть на мир системно.

«Системное мышление — это такой же набор придуманных разными людьми специфических контринтуитивных приёмов, которые позволяют мышлению быть эффективней, чем его предыдущие, «народные» варианты. В частности, системное мышление — это прежде всего эффективный способ управления вниманием в проекте, он позволяет шаблонным образом выделять объекты, достойные первоочередного внимания. Понятия системного мышления задают типы этих объектов, которые потом вы должны будете находить в мире, это позволяет вам не блуждать в надежде, что вы столкнетесь с чем-то важным, а активно искать и находить это важное»

«Практическое системное мышление»

Метанойя — явный признак того, что вы не остаетесь на одних и тех же рельсах, а развиваетесь в новых для себя направлениях. Чем чаще вы ее испытываете, тем больше знаний о мире укладывается у вас в голове. А еще, это значит, что сложный этап познания — «понимание», остался позади.