Что же такое намерение?

Во втором разделе курса "Ролевые модели для управления рабочими и личными проектами" при выполнении задания возникли проблемы с осмыслением понятия "намерение", как оно связано с ролями и чем отличается от стратегии. Прямого определения в курсе нет, указаны только взаимосвязи с другими понятиями.

Чат aisystant на вопрос "Что такое намерение?" дает следующий ответ:

Намерение - это стратегия, которая позволяет достигать предпочтений. Оно учитывает все факторы, такие как компетентность, предпочтения других и обстановка. Например, повар выбирает удобную кухню, закупает ингредиенты в день готовки и помоет посуду, чтобы она была чистой. Намерение может быть альтернативным способом реализации предпочтения. В коммуникации намерение связано с целями и договоренностями между ролями. В менеджменте "стратегическое планирование" считается устаревшей идеей, а в agile-движении используется идея "уточнения постановки для непрерывно меняющейся цели". Важно понимать, что мечту можно иметь, но на ней нельзя застревать. Если необходимо уточнить цели и мотивацию, используются модели целеполагания.

Но в курсе понятия "намерение" и "стратегия" разделены:

Для реализации намерений агенты выдвигают стратегии, основанные на как-то понимаемых ими причинно-следственных связях ситуации, и на основе стратегии разрабатывают план действий.

В процессе обсуждений в группе произошли следующие уточнения: стратегию разрабатывает агент в роли стратега, а вот у намерения границы оказались размытыми. Хотелось найти взаимосвязь между ролью и намерением. Но дополнительно посмотрев определения в интернет-словарях, поняла что раз намерение - это замысел/желание, то и с ролью прямой связи у них нет, потому что роль - это уже про действие.

И в процессе размышлений письмом сформировались следующие образы:

  • намерение - это цель, точка на карте, желание агента "Я хочу туда",
  • стратегия - примерная траектория движения к этой цели,
  • план действий - проработанный маршрут (который уточняется в процессе движения, если мы выбираем agile).

Таким образом, на практике оценила:

  1. Продуктивность мышления письмом: пыталась сначала обдумать вопрос, занимаясь домашними делами, и кажется только больше запуталась
  2. Синергию при работе в группе: сложно иногда даже понять, что именно не ухватывает сознание, а тут при обсуждении удалось сфокусировать внимание на упускаемых деталях.
1 лайк

да, определений в курсе нет. Мы понимаем значение концепций через связь с другими объектами. Если давать строго сформулированные определения, есть риск спора с теми людьми, кто за тем же словом понимают другие определения. Так мы “свалимся” в спор о словах вместо того, чтобы обсуждать наши общие цели.

Если в вашей команде есть люди, кто особенно щепетильно относится к словам, безопаснее и продуктивнее использовать их лексику.

Не хватило в курсе описаний связей для намерения, оно у меня слипалось со стратегией. Вроде бы по тексту разные сущности, но что их различает не получалось уяснить.

принял, спасибо

Надежда, спасибо!

Во-первых, за это:

Воспринимаю как пытливость Вашего ума —

  • обычная ситуация: человек “просто” проходит мимо непонятного в надежде, что “авось потом разберусь” и… забывает. Либо — студент стучится в чат поддержки курса, с вопросом к преподу.

  • НЕобычная [для меня] ситуация:в Вашем случае — Вы сами решились запросить интеллектуального помощника Aisystant…

К моей досаде, увы, у меня не открылась Ваша ссылка:

Но не беда. Вдохновившись пытливостью Вашего ума, я решился воспроизвести эксперимент.

Вот мой

промт:

Что такое означает слово "намерение" в рамках курса "Ролевые модели для управления рабочими и личными проектами"? — Действуй так, словно ты матёрый препод, который объясняет 15-летнему подростку: дай подробное объяснение, приведи пять примеров из физического мира, используй метафоры и аллюзии.

Aisystant:

Означение слова “намерение” в рамках курса “Ролевые модели для управления рабочими и личными проектами” подразумевает понимание целей и задач, которые мы намерены достичь в рамках проекта.

Намерение - это осознанное стремление к достижению определенных результатов и выполнению определенных действий.
В контексте управления проектами, намерение помогает нам определить, что мы хотим достичь и какие шаги нужно предпринять для этого.

Давайте рассмотрим несколько примеров из физического мира, чтобы проиллюстрировать понятие намерения:

  1. Представьте, что вы находитесь на вершине горы и намереваетесь достичь вершины соседней горы. Ваше намерение заключается в том, чтобы преодолеть все препятствия на пути, такие как камни, склоны и реки, и достичь цели - вершины горы.

  2. Представьте, что вы являетесь архитектором и намерены построить высотное здание. Ваше намерение заключается в том, чтобы создать дизайн, разработать план строительства, привлечь необходимые ресурсы и руководить выполнением проекта, чтобы в конечном итоге построить высотное здание.

  3. Представьте, что вы планируете открыть собственный ресторан. Ваше намерение заключается в том, чтобы создать уникальное меню, создать комфортную атмосферу, привлечь клиентов и обеспечить высокое качество обслуживания, чтобы ваш ресторан стал популярным и успешным.

  4. Представьте, что вы хотите научиться играть на музыкальном инструменте. Ваше намерение заключается в том, чтобы выделить время на тренировки, изучить ноты и технику игры, и стремиться к постепенному совершенствованию своих навыков, чтобы стать опытным музыкантом.

  5. Представьте, что вы хотите совершить путешествие в другую страну. Ваше намерение заключается в том, чтобы разработать план путешествия, организовать билеты и визы, изучить местные достопримечательности и культуру, и в конечном итоге осуществить путешествие с желаемыми результатами.

Намерение в проектном управлении имеет целью ясное определение того, что мы хотим достичь и какими способами это будет достигнуто. Оно помогает нам фокусироваться на важных задачах и действиях, а также позволяет нам оценить прогресс и достичь успешных результатов.


Материалы:

Стадии обучения мышлению

2.1. Cистемное мышление (А. Левенчук) / 1. О мышлении

В составленных какими-то авторами тренажёрных задачах тепличные условия, так как ничто не отвлекает от применения материала из учебника — ни обилие незначимых деталей, ни отсутствие важной информации, которую ещё нужно найти, ни эмоциональное вовлечение в ситуацию (попробуй сообрази, в какой роли на тебя орёт начальник! А ведь нужно сообразить, прямо по ходу очень нервного разговора! Он орёт как операционный менеджер, потому как ты ломаешь ему ожидания по срокам выполнения работ, или как инженер по требованиям, потому как не может сориентироваться до сих пор, как жить в мире без требований, слишком давно учился? Отвечать-то этим ролям нужно по-разному, это не про «я начальник, ты дурак»!). А ещё у тренажёрных задач заведомо есть решение, в жизни же существование приемлемого решения — не факт, и не факт, что вообще решаешь правильную задачу.

Яблоки из жизни, яблоки из задачи

2.1. Cистемное мышление (А. Левенчук) / 6. Как описывать системы

Всё понимают про приводимые в курсе примеры, а также про проекты однокурсников и коллег по работе, но при этом ничего не понимают про свои собственные проекты. Конечно, ибо чужие проекты — это «проекты из чужой задачи» (помним, «яблоки из задачи — их можно считать»), а свои проекты — это «реальные мои проекты» («яблоки из жизни», их нужно есть!). То есть с типами работаем на чужих проектах, ибо мы не знаем деталей этих проектов, «всё прозрачно, это всё как в учебнике». Если вы не знаете деталей проекта, не вовлечены в него, вы быстрее находите главное, задаёте о нём вопросы, склонны действовать по способу, указанному в курсе. Вы собранны, ибо детали не отвлекают вашего внимания! Всё понимают и про свои проекты, и про проекты коллег. Но ничего из понимаемого не делают, ибо системное мышление изучается не для того, чтобы его применять (то есть составлять и заполнять таблички с важными для отслеживания в проекте объектами), а «для самообразования и развития», «для сдачи зачёта» и т.д. Применять знания мешают начальники, текучка, лень, отсутствие единомышленников, помогать применять знания некому. Это верно и для физики. Задачку на трение покоя из задачника по физике решат, а почему так трудно сдвинуть с места стол, когда его двигаешь по кухне — загадка! Поздравляю, вы аналитик, а не деятель!

Строим модели

  1. Моделирование и Собранность (пререлиз) (П. Медведева, А. Лубенченко) / 3. Собранность как фундаментальное мастерство

Чтобы эффективно управлять вниманием, нам нужны модели. Модели представляют собой некоторое упрощенное описание кусочка реальности, которое дает агенту возможность понять, как обсуждать этот кусочек мира так, чтобы это было понятно другим агентам – и чтобы можно было индивидуально или совместно достигать целей, и делать это быстрее и проще. В моделях суммируется опыт деятельности других людей, которые уже имели дело с этим кусочком мира раньше. Например, финансисты строят финансовые модели, позволяющие, например, оценить финансовое состояние предприятия, а лидер может построить модель взаимодействия в коллективе. Берутся эти модели из ниоткуда, а из дисциплин («теории») и проверяются «практикой» (деятельностью). Как именно это делать, и что происходит в это время с вниманием, обсудим далее в курсе. Мы будем учиться смотреть на мир через призму моделей сознательно. Чтобы вы привыкли видеть мир при помощи специальных «линз», понимать, что они у вас и у других людей есть, и иметь возможность рассмотреть эти модели и что-то в них поменять, если они не дают нужного результата (не быть упертыми баранами). Понятия «модель» и «мета-модель» должны из каких-то пугающих абстракций стать вашими помощниками в деятельности. В начале постановки наведения внимания при помощи моделей вы замедлитесь: падение скорости работы на старте – плата за приобретение нового качества. После приобретения нового качества мастерства мы будем автоматизировать (увеличивать скорость выполнения) уже его улучшенной версии.

Введение

2.4. Системный менеджмент (А. Левенчук)

Материал излагается примерно так же, как и в курсах-пререквизитах: используются аннотации типами мета-мета-модели, даются в тексте синонимические ряды/«паровозики» вместо предписанных каких-то одних терминов, текст включает какие-то повторения, хотя и немного меньше, чем в предыдущих курсах. Материал по менеджменту представляет собой клубок самых разных идей, поэтому как его ни излагай последовательно, всё равно будут «отсылки вперёд», поэтому хорошей идеей будет пройти курс дважды. Вместе с тем, даже однократное прохождение курса даст сильный прирост понимания материала предыдущих курсов, а ещё явно ставится цель использования курса системного менеджмента для лучшего понимания курса системной инженерии на основе того, что системный менеджмент — это пример системной инженерии для одного из видов систем (организационные системы). То есть курс будет полезен инженерам, даже если они не планируют как-то продвигаться в менеджменте, не планируют улучшить свою коммуникацию в менеджменте, не планируют улучшить своё понимание того, как вообще работает коллективное создание сложных целевых систем в части организации множества людей. Учебные примеры в курсе практически отсутствуют, но предлагается довольно много упражнений на моделирование реальных проектов студентов с использованием материала курсов.

Оставив промт прежним (см. выше), я сделал запрос и к

«Copilot» от Aisystant:

Что такое означает слово "намерение" в рамках курса "Ролевые модели для управления рабочими и личными проектами"? — Действуй так, словно ты матёрый препод, который объясняет 15-летнему подростку: дай подробное объяснение, приведи пять примеров из физического мира, используй метафоры и аллюзии.

Aisystant («Copilot»):

В курсе “Ролевые модели для управления рабочими и личными проектами” термин “намерение” относится к понятию цели или намеченного результата, который вы стремитесь достичь в рамках проекта или задачи.

Намерение является осознанным и целенаправленным стремлением к достижению определенного и желаемого исхода.

Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы лучше понять это понятие.

Представьте, что вы хотите построить дом.
Ваше намерение в этом случае - построить красивый и функциональный дом, который соответствует вашим потребностям.

Другой пример: вы руководите проектом разработки нового продукта.

Ваше намерение - создать инновационный продукт, который будет успешно продаваться на рынке и удовлетворять потребности вашей целевой аудитории. Намерение можно сравнить с компасом, который указывает вам направление в вашем проекте. Оно помогает вам ориентироваться, принимать решения и принимать меры, чтобы двигаться в направлении достижения поставленных целей. Важно иметь ясное и четкое намерение, чтобы успешно управлять проектом. Оно служит ориентиром и помогает вам определить приоритеты, принимать решения и распределить ресурсы. Без ясного намерения вы можете потеряться и не достичь желаемых результатов.

Итак, в рамках курса “Ролевые модели для управления рабочими и личными проектами” намерение относится к осознанному стремлению к достижению определенного результата в проекте или задаче. Оно является своего рода компасом, который помогает вам ориентироваться и принимать решения на пути к достижению поставленных целей.


Материалы:

Стадии обучения мышлению

2.1. Cистемное мышление (А. Левенчук) / 1. О мышлении

В составленных какими-то авторами тренажёрных задачах тепличные условия, так как ничто не отвлекает от применения материала из учебника — ни обилие незначимых деталей, ни отсутствие важной информации, которую ещё нужно найти, ни эмоциональное вовлечение в ситуацию (попробуй сообрази, в какой роли на тебя орёт начальник! А ведь нужно сообразить, прямо по ходу очень нервного разговора! Он орёт как операционный менеджер, потому как ты ломаешь ему ожидания по срокам выполнения работ, или как инженер по требованиям, потому как не может сориентироваться до сих пор, как жить в мире без требований, слишком давно учился? Отвечать-то этим ролям нужно по-разному, это не про «я начальник, ты дурак»!). А ещё у тренажёрных задач заведомо есть решение, в жизни же существование приемлемого решения — не факт, и не факт, что вообще решаешь правильную задачу.

Введение

2.4. Системный менеджмент (А. Левенчук)

Материал излагается примерно так же, как и в курсах-пререквизитах: используются аннотации типами мета-мета-модели, даются в тексте синонимические ряды/«паровозики» вместо предписанных каких-то одних терминов, текст включает какие-то повторения, хотя и немного меньше, чем в предыдущих курсах. Материал по менеджменту представляет собой клубок самых разных идей, поэтому как его ни излагай последовательно, всё равно будут «отсылки вперёд», поэтому хорошей идеей будет пройти курс дважды. Вместе с тем, даже однократное прохождение курса даст сильный прирост понимания материала предыдущих курсов, а ещё явно ставится цель использования курса системного менеджмента для лучшего понимания курса системной инженерии на основе того, что системный менеджмент — это пример системной инженерии для одного из видов систем (организационные системы). То есть курс будет полезен инженерам, даже если они не планируют как-то продвигаться в менеджменте, не планируют улучшить свою коммуникацию в менеджменте, не планируют улучшить своё понимание того, как вообще работает коллективное создание сложных целевых систем в части организации множества людей. Учебные примеры в курсе практически отсутствуют, но предлагается довольно много упражнений на моделирование реальных проектов студентов с использованием материала курсов.

Яблоки из жизни, яблоки из задачи

2.1. Cистемное мышление (А. Левенчук) / 6. Как описывать системы

Всё понимают про приводимые в курсе примеры, а также про проекты однокурсников и коллег по работе, но при этом ничего не понимают про свои собственные проекты. Конечно, ибо чужие проекты — это «проекты из чужой задачи» (помним, «яблоки из задачи — их можно считать»), а свои проекты — это «реальные мои проекты» («яблоки из жизни», их нужно есть!). То есть с типами работаем на чужих проектах, ибо мы не знаем деталей этих проектов, «всё прозрачно, это всё как в учебнике». Если вы не знаете деталей проекта, не вовлечены в него, вы быстрее находите главное, задаёте о нём вопросы, склонны действовать по способу, указанному в курсе. Вы собранны, ибо детали не отвлекают вашего внимания! Всё понимают и про свои проекты, и про проекты коллег. Но ничего из понимаемого не делают, ибо системное мышление изучается не для того, чтобы его применять (то есть составлять и заполнять таблички с важными для отслеживания в проекте объектами), а «для самообразования и развития», «для сдачи зачёта» и т.д. Применять знания мешают начальники, текучка, лень, отсутствие единомышленников, помогать применять знания некому. Это верно и для физики. Задачку на трение покоя из задачника по физике решат, а почему так трудно сдвинуть с места стол, когда его двигаешь по кухне — загадка! Поздравляю, вы аналитик, а не деятель!

Введение

2.2. Методология (А. Левенчук)

Чтения учебника из курса абсолютно недостаточно для того, чтобы как-то освоить методологическое мышление. Необходимо выполнять упражнения по моделированию, в которых вы должны заполнять таблички. Методологическое мышление в жизни будет ровно вот этим: вы будете создавать и заполнять похожие таблички, превращая их в чеклисты и тем самым отслеживая выполнение работ по каким-то методам этих работ. Студент после курса методологии должен хорошо различать управление работами и управление жизненным циклом, уметь определять практики и роли, исполняющие эти практики, понимать объекты (альфы в языке OMG Essence), за которыми нужно следить в проекте в ходе его выполнения. Материал этого курса впервые появился как часть учебника «Системноинженерное мышление» в 2013 году, текущий текст — это его восьмая переписка. http :// ailev livejournal com, трансляции блога есть в телеграме, мордокниге, вконтакте, фрифиде), учтены замечания десятков бета-тестеров. Особая благодарность Роману Варьянко, который оперативно выполнил корректуру текста, не ограничиваясь грамматикой и орфографией, но и делая содержательные замечания.

Обращаю внимание читателей:

не смотря на то, что я загнал “материалы” под “спойлер”, ссылки на разделы ШСМ-курсов очень полезны.

  • Часто — во много раз полезнее, чем текст, который сгенерировал “AI-персональный помощник”. Бот может “глючить”, а вот вы… :wink:На бота надейся, но сам проверяй!

Во-вторых:

Да! Мало провести независимое (самостоятельное) исследование — анализ это только начало. Важны результаты исследования и чётко сформулированные выводы

  • “Анализ” — ничто, “синтез” — наше всё!

Надежда… Как неоднократно слышал от @ailev А.И. Левенчука —

Восторг-восторг!

Спасибо Вам!

1 лайк