Продолжайте пилотирование

Fly the airplane!

Пост по заданию "Методологии" версии 2023 - пишу, что нашел для себя в книге Atul Gawande, «The Checklist Manifesto».

Так как книгу перечитывал во второй раз, дал себе дополнительное задание - обратить внимание в рассказанных историях на:

  • источники, авторы чек-листов;
  • ответственных за применение чек-листов.

Что в итоге получилось:

  1. Чек-листы, созданные пилотами (то есть комиссией) после аварии самолета B-17. Применяли их пилоты.
  2. Специалист по интенсивной терапии - чек-лист для введения катетера, попросил медсестер наблюдать.
  3. Сердечно-сосудистый хирург - чек-лист для спасения после остановки сердца в результате переохлаждения или удушья. Применяли все, ответственный не обозначен явно.
  4. Рецепты - владелец ресторана и два повара. Ответственный - повар по соусам.
  5. Распространители мыла в Пакистане. Применяли сами пользователи мыла.
  6. Руководитель хирургического отделения больницы - чек-лист "Взлет разрешаю". Отвественная - медсестра. Пирамидка с именем чек-листа над хирургическими инструментами, которая не дает начать операцию
  7. Боинг - группа обеспечения полетов (фабрика чек-листов). Применяли - пилоты. Из других историй, рассказанных в книге, можно предположить, что зачастую этим занимается второй пилот.
  8. ВОЗ - чек-лист группа экспертов, но рекомендовали корректировать на местах. Ответственные - медсестры.
  9. Финансовый инвестор - сам для себя, на основе литературы и общения. Ответственных, написано, найти сложно.
  10. Венчурные инвесторы - самостоятельно. Отвественные - они же.

Мораль в том, что, как бы не хотелось инициатив снизу, самым надежным способом будет создавать чек-листы на уровне надсистемы.

В таком случае можно, к примеру, взять рекомендации из другой книги, "Configuration Management for Senior Manager", автор Frank Watts с небольшими модификациями.

Тогда воплощение чек-листов как инструмента удержания коллективного внимания будет состоять из таких шагов:

  • Обзавестись поддержкой топ-менеджмента.
  • Выбрать хозяина процесса - "миссионера".
    • Собрать команду и определить ответственность RACI.
  • В первую очередь развертываем метрики и диаграммы процессов.
  • Пишем чек-листы, запускаем, тестируем, пересматриваем, заново запускаем, убеждаемся, подписываем, применяем.
    • См. "чек-лист для создания чеклистов" в книге.
  • Контроль за исполнением в каждой команде - наименее загруженный сотрудник. И это не формальный руководитель, не исполнитель роли менеджера. Контринтуитивный момент номер один!
  • После - внедряем небольшие изменения, корректировки в чек-листе. В приоритете изменения, что легче всего внедрить.
  • Еще раз: начинаем с общего стандарта, затем внедряем небольшие изменения.

Второй контринтуитивный момент книги - тот, который закодирован первым пунктом в чек-листе Cessna: "FLY THE AIRPLANE". Что бы ни случилось, какая бы чрезвычайная ситуация не произошла - она нас интересует ровно в той мере, в какой мешает достижению цели. Если мы летим, то продолжаем пилотирование. Если мы разворачиваем систему охраны периметра объекта - то продолжаем ее настройку, скорректировав план работ с корректировкой на вновь возникшие обстоятельства.

Говорят, что во времена Холодной войны у командира британской атомной подводной лодки стратегического назначения класса Vanguard был чек-лист с проверкой на возможность вскрытия конверта "письма крайних мер", в котором были указания на случай ядерной катастрофы и уничтожения британского правительства. В нем содержался пункт: "BBC Radio 4 прекратило вещание". Это считалось признаком гибели цивилизованного общества Великобритании.

Будь как BBC Radio 4.