Разметка предметной области для ситуации поездки на автобусе

Сначала я хотел выполнить упражнение по разметке предметной области для своей профессии (специалист отдела САПР в проектной организации). Но эта задача показалась слишком сложной, так как в этой деятельности объекты ментального пространства играют большую роль, чем объекты физического мира, а с ними всё непросто. Была еще одна идея - рассмотреть ситуацию знакомства с представительницами противоположного пола. Но эта задача не менее сложна, так как, опять-таки, большая часть важных вещей происходит в голове, плюс количество ролей, которое играет каждый человек, очень велико. Поэтому остановился на более приземленной ситуации - поездке на автобусе на работу.

Первая же задача - определить свою роль - уже вызывает некоторые сложности. А какая у меня роль в этой ситуации? Сложность в том, что роль подходит не одна, а сразу несколько:

  • я-работник, которому нужно успеть на работу
  • я-пассажир, которому важен комфорт и безопасность поездки
  • я-ученик, которому важно, будет ли возможность прочитать пару разделов из курса “Онтологики” во время поездки
  • я-живое существо, которому нужно чем-то дышать и которое занимает определенный объем в пространстве

Каждая роль выделяет объекты в соответствии со своей областью интересов (предпочтений, намерений).

Как работник я хочу быть на работе по конкретному адресу в 9:00, поэтому для меня важен маршрут автобуса (необходимо, чтобы он проходил через нужный мне пункт назначения, а также по возможности был коротким для того, чтобы я успел к назначенному времени) и скорость его движения. Поэтому я выделяю объекты: автобус, маршрут (траектория), поездка.

Как пассажир, я хочу чтобы поездка была комфортной и безопасной. Поэтому для меня уже недостаточно рассматривать автобус как один объект, начинают иметь значение более мелкие объекты в составе автобуса: сиденья, поручни, форточки, печка. Также появляются новые объекты интереса: другие пассажиры (которые конкурируют за место и комфорт) и водитель (от стиля вождения которого зависит безопасность движения).

Как ученику, мне интересно, не будет ли в автобусе так много пассажиров, что я не смогу достать телефон (с курсом онтологики), смогу ли я занять сиденье или хотя бы найти место у поручня, чтобы не упасть во время движения при использовании телефона для обучения.

Как живому организму мне интересно, будет ли достаточное количество свободного места и воздуха, что зависит от количества пассажиров, от того, открываются ли окна, работает ли печка.

Таким образом, для каждой роли имеется свой набор объектов, значительная часть объектов интересна сразу для нескольких ролей, хотя и не всегда разные роли выделяют объекты в одних и тех же границах.

Стоит отметить, что рассмотренные роли - это роли одного человека - мои собственные. Можно сделать вывод, что построение качественной, нейтральной онтологии с мелкой концептуальной сеткой важно не только при взаимодействии с другими людьми, но и для себя лично, чтобы корректно размышлять о ситуации, избегать ошибок мышления, правильно выделяя объекты и не допуская (или хотя бы отслеживая) изменения их границ при рассмотрении ситуации с точки зрения различных своих ролей.

Кроме меня, есть и другие люди, которые играют разные роли (и тоже не всегда одну): пассажиры, водитель, кондуктор. У них могут быть свои объекты интереса, которые тоже нужно будет добавить в онтологию. Например, кондуктор хочет взять с пассажира плату за проезд и взамен дать билет. Водитель выделяет в конструкции автобуса гораздо больше объектов, чем другие роли (руль, педали, стекло, стеклоочистители, кнопки открывания дверей, топливо). А если случится поломка, человек, исполнявший роль водителя, переключится на роль механика, и объектов интереса для него станет еще больше (двигатель, топливная система, система охлаждения и т.д.).

В данном тексте объекты были выделены вручную на основании анализа интересов ролей. Иногда в автобусе размещают правила проезда - текст, где прописаны права и обязанности пассажиров, водителя, кондуктора, правила поведения и взаимодействия между ними. Правила проезда являются простой мета-У-моделью, из неё можно взять объекты (существительные в тексте правил) и адаптировать мета-модель к ситуации конкретной поездки.

Photo by Joshua Fernandez on Unsplash