Новый сериал о ролях

psihika-lyudej-330x140-1

Дислеймер: поскольку текущая изучаемая глава посвящена теме Ролей, я как-то остро стал наблюдать пересечение тем в разных курсах, лекциях и учебных материалах. За последние несколько дней тема деления поведенческих признаков человека по ЭГО-состоянию практически преследует меня. Я решил систематизировать знания по  изученному материалу.

Цитата из курса «Системное саморазвитие»:  « Многие роли мы играем в отношении главной для нас системы – себя самого» собственно меня и сподвигла к мысли о проведении аналогии между часто встречающимися идеями.  Согласен, что стоило бы разделить по признаку ролевых интересов, так как это больше подходит под идеологию ШСМ и курса «Введение в системное мышление» и в частности, но это мои мысли выданные в состоянии потока.

Во всех материалах говориться, что человек играет множество ролей, переключаясь между ними осознанно или нет, двигаясь последовательно или в хаотичном порядке, а направление движения зависит от потребностей и на этом уровне абстракции я бы хотел остановиться, так как дальнейшие размышления на более углубленном уровне показывают аналогии не меньше, но есть различие в рамках терминологических минимумов что может отвлечь от основной идеи.

Итак начнем. Так как терминологический минимум ШСМ мы считаем уже константой, то   первое с чего хотелось бы начать размышления, это дать краткое описание ролей по признаку ЭГО-состояний разделив их на 3 уровня: Ребенок, Взрослый и Родитель исходя из теории транзактного анализа Берна.  Согласно теории, при коммуникации люди обмениваются транзакциями из трех описанных выше эго-состояний.

Ребенок – это модель поведения сформированная в детстве, а потому ведет себя так, как он делал это в детстве, искать поддержку, пытаться угадить другим(роли «родитель»), бунтовать и требовать внимания.

Родитель – эта форма поведения характерна опекой или даже гиперопекой, повышенным контролем.

Взрослый – в этой роли человек ведет себя рационально, логично, соответственно реальности, не опираясь на детский опыт.

Я понимаю, что ограничение списка ролей количеством 3-х, не самая  лучшая идея, но попробуем провести аналогии между  широко используемыми ролями «Инженер», «Предприниматель», «Менеджер» из курса ШСМ и «Ребенок», «Взрослый», «Родитель» из теории транзактного анализа Эрика Берна.

Первая пара: «инженер» и «ребенок».

Цитируя учебник курса, «Каждый человек является инженером. Как минимум, мы создаём себя.» и опираясь на идею транзактного анализа, мы видим, что в обоих случаях мы изучаем и строим/создаем себя, изучаем новые практики. Но иногда, мы создаем что-то новое и бывает, что аналогичная  система уже кем-то была создана и была успешной и мы можем это повторить. С точки зрения нашего курса, инженер построил успешную систему, а с точки зрения «ребенка», это что-то новое, работающее и «классное»! Несколько разные эмоциональные ощущения, неправда ли )))

Вторая пара: «менеджер» «родитель»

Будем последовательны и снова будем опираться на описания из нашего курса в ШСМ и из теории транзактного анализа.

Цитируя учебник курса, «человек планирует работы и хочет, чтобы они были сделаны в срок и с  наименьшими издержками, а также контролирует и анализирует исполнение  работ.», во втором случае «родитель» берет на себя контрольную функцию, опеку/гиперопеку и заявляет что все знает(здесь должна быть отсылка к еще одной теории, так как он может дать еще более развернутое описание, но это, возможно тема следующего поста).

Третья пара: «предприниматель»  и «взрослый»

Будем придерживаться основной линии и:

Цитируя учебник курса, «Каждый человек является предпринимателем, потому что каждый день принимает решения, которые влияют на его жизнь.», а вот в терминах второй теории , «взрослый» – ответственный за принятые решения в отношении себя в первую очередь, сознательный человек, находящийся в «реальном времени».

Это краткое сравнение  3-х пар ролей из разных теорий показывает что на любой вопрос можно смотреть с разных сторон и выбранная сторона будет зависеть от картины мира и интересов в конкретную единицу времени. Скорее всего, данное сравнение не выглядит уж очень структурированным, но позволяет  уловить мою основную идею.

To be continued......

Взгляд на данное ролевое деление интересный и необычный!
В основной части согласна, только есть некоторые сомнения в части “инженер” и “ребёнок”, ролевой набор компетенций и практик всё-таки отличается, поэтому немного трудно их сопоставить.
Но это только моё восприятие. Спасибо за такое сравнение, так как помог посмотреть на эту тему под другим углом :).