Ролевая модель как эффективный инструмент для коммуникаций

Представьте, на совещании ваша коллега Алина высказывается относительно прочности конструкции системы. Очевидно, что Алина инженер, значит обсуждать с ней срок или бюджет реализации системы не продуктивно, не та роль. Или ваш другой коллега Олег говорит о дедлайне поставки каких-то комплектующих для вашей системы и не касается характеристик непосредственно самой системы. Роль Олег — менеджер. Если должность Олега инженер, возникает сложность — дедлайн не в инженерной области интереса. Когда инженер Олег делает заявления из менеджерской области интереса, значит у него должны быть на это полномочия и, что более важно, у него должны быть компетенции.

Ситуация очень распространённая: инженер высказывается о сроках поставки, менеджер о внешних качествах системы, дизайнер о качестве сегодняшнего ланча. И вот, все участники вашего совещания уже забыли, для чего собрались. Чтобы избегать подобных ситуаций и фокусировать внимание команды в рамках их интересов именно к рабочей системе, мы используем системное мышление. Один из базовых наборов концептов облегчающий коммуникацию в команде являются роли.

Люди и в проектной деятельности, и во время совещаний, конечно, могут импровизировать. Как актеры в театре. Но важно следить, чтобы эта импровизация не уводила их далеко от задач, которые они должны решить в ходе своей деятельности. Результат их работ регламентирован: инженер делает конструкцию прочной, дизайнер — эстетически привлекательной. Роль, должность, компетенции и ещё ряд связанных с ними концепций облегчает коммуникацию в командах и в организациях. Для эффективного управления вниманием команды и результатом их работы нам необходимо научиться разобраться в этих концепциях и уметь их применять.