Продолжаю изучать учебник “Системное саморазвитие”. Понимаю, что требуется немного пописать, чтобы качественнее уложить в голове понятия. Вспоминаю про “метод варвара”. Вот как раз им и воспользуюсь.
Итак, “роль” как я понял - это модель деятельности человека, модель его поведения. Причем не абы какой деятельности, не абы какого поведения, а функционального, т.е. направленного на получение какого-то результата в мире.
Но тут, конечно, вопрос, а бывает в принципе не функциональная деятельность? Или у нас любая деятельность по умолчанию - функциональная? Наверное, любая, но для понятия “роль” функция деятельности несет существенное значение, поэтому ее выделяют.
Именно различия в “функциях” и определяют разные роли. Т.е. получается “роль” - это название набора действий, деятельности, которая реализует какую-то функцию в мире. Или правильнее будет сказать “совокупность функций”, т.к. их много, и объединены они конечным результатом или “продуктом”.
Тут, наверное, нужно уяснить как образовывались “роли”. Они вышли из повторяющейся деятельности. Например, торговцу нужно было хорошо подсчитывать и знать сколько какого товара у него имеется в наличии и сколько денег. И он систематически “подсчитывал”, ну т.е. физически пересчитывал товар, деньги и т.д. Пока это не стало занимать очень много времени, и торговца не осенила гениальная идея: а давай это будет делать другой человек за меня! Возьму другого человека, скажу ему “подсчитывай”, и будет у меня “счетовод”! Во, появилось название роли: “счетовод”, функция “подсчет” или “учет”, и конечные продукты: известное на текущий момент количество товара и денег. Взял счетовода себе на службу, выдал задание: считать (функциональное поведение). Ну а так как счетовод был ленивый, как и все люди, ему было лень пересчитывать каждый раз заново, он стал вести записи. Один раз посчитал, затем только считаем только то что ушло или пришло. И иногда ревизии - сколько украли. А для проверки и чтобы не ошибиться еще будем учитывать тот факт, что если где-то уменьшилось (например, товара), то где-то должно увеличится (например, денег). Так родилась лучшая на тот момент практика - двойная запись.
Таким образом, говоря “роль” мы под ней в обязательном порядке понимаем какое-то функциональное поведение, интересы (на что в этой роли обращают внимание, что выделяют главным), и набор практик, которые осознанно (или не осознанно) используются исполнителями роли. Ну и, естественно, продукты практик или система, для которой это все делается.
Далее по тексту встречаю утверждение, что каждый человек играет роли предпринимателя, инженера, менеджера, ученого (иногда ученый меняется на лидера). Понимаю, что не понимаю ни что это такое, ни с чем это едят! Надо понять. Дальше сделаю варварскую таблицу, буду рад, если кто-то по другому понимает и скажет об этом или скажет что вот там-то вообще не так, а по другому!
Роль | Функциональное поведение | Интересы | Возможные практики | Основной продукт/система |
---|---|---|---|---|
Ученый (исследователь) | Исследование. Наблюдение окружающего мира и создание такого его описания, которое бы имело хорошую предсказательную силу, размышления. Грубо говоря, создание на основе физического мира его ментальной картины. | Информация, Объяснения, Гипотезы, Ошибки | Эксперимент, Тестирование, Наблюдение, Систематизация информации, мышление письмом, проговариванием... | Непротиворечивая картина мира/модель имеющая предсказательную силу. Описание физического мира, законы (ну или приметы). |
Предпрниматель | Расстановка приоритетов в деятельности, взаимоувязка интересов, принятие решений в условиях ограниченных ресурсов и неполноты информации | Интересы (личные, ролевые, других людей), ценности, ресурсы (в т.ч. время), приоритеты | Стратегирование, подбрасывание монетки, гадание на кофейной гуще... Оказывается я понятия не имею о практиках предпринимателя либо не понимаю что это за роль! | Принятое решение, расставленные приоритеты |
Инженер | Моделирование и планирование создания какой-либо физической системы, продукта (в общем виде - изменение мира) | Требования, архитектура, функции | ???? Пока у меня все плохо с практиками... наверное, практики создания моделей, описательные практики, подбор материалов/систем/ролей | модель будущей системы/продукта, план работ по его/ее созданию. |
Менеджер | Управление деятельностью. Организация и контроль выполнения работ. Операционное планирование | Время, ресурсы, исполнители | ??? Составление календаря, графика.... Контроль бюджета | Выполненные в срок и в рамках ресурса работы, операции |
Лидер | Убеждение, влияние, уговаривание себя и других занять определенную роль. | Интересы других, интересы роли | ??? Внушение, гипноз, практика “кнута и пряника” | Проектная роль занята исполнителем. |
Итак, фиксирую, на текущий момент у меня полный провал по кругозору практик для описанных выше ролей. Будем считать. что это только первый подход, и потом я дополню для себя эту табличку (или переделаю по обратной связи, если она будет).
А теперь основной вопрос, с которого и возникла идея и потребность написать заметку. А “личность” мы можем рассматривать как роль? Понимаю, что в учебнике “личность” - это совокупность ролей (и тут уже вопрос самоидентификации человека). Но все-таки. Личность - как роль. Функциональное поведение - полноценно и с удовольствием проживать жизнь, реализовывать свои интересы, потребности. Интересы - ценности, потребности, удовлетворение. Практики? Хм, допустим осознанность. Основной продукт роли “личность” - это полноценно прожитая жизнь, с удовольствием для исполнителя роли и с пользой для других людей? Для чего такое рассмотрение? А для того, чтобы отличаться от животного, наверное, или лучше себя идентифицировать.
Пока на этом все, буду рад если кто-то сможет хоть что-то по написанному из своего опыта и понимания сказать, поправить, дополнить.