Можно ли рассматривать "Личность" как роль?

Продолжаю изучать учебник “Системное саморазвитие”.  Понимаю, что требуется немного пописать, чтобы качественнее уложить в голове понятия.  Вспоминаю про “метод варвара”. Вот как раз им и воспользуюсь.

Итак, “роль” как я понял - это модель деятельности человека, модель его поведения. Причем не абы какой деятельности, не абы какого поведения, а функционального, т.е. направленного на получение какого-то результата в мире.  

Но тут, конечно, вопрос, а бывает в принципе не функциональная деятельность? Или у нас любая деятельность по умолчанию - функциональная? Наверное, любая, но для понятия “роль” функция деятельности несет существенное значение, поэтому ее выделяют.

Именно различия в “функциях” и определяют разные роли. Т.е. получается “роль” - это название набора действий, деятельности, которая реализует какую-то функцию в мире. Или правильнее будет сказать “совокупность функций”, т.к. их много, и объединены они конечным результатом или “продуктом”.

Тут, наверное, нужно уяснить как образовывались “роли”.  Они вышли из повторяющейся деятельности. Например, торговцу нужно было хорошо подсчитывать и знать сколько какого товара у него имеется в наличии и сколько денег.  И он систематически “подсчитывал”, ну т.е. физически пересчитывал товар, деньги и т.д. Пока это не стало занимать очень много времени, и торговца не осенила гениальная идея: а давай это будет делать другой человек за меня!  Возьму другого человека, скажу ему “подсчитывай”, и будет у меня “счетовод”!  Во, появилось название роли: “счетовод”, функция “подсчет” или “учет”, и конечные продукты: известное на текущий момент количество товара и денег.  Взял счетовода себе на службу, выдал задание: считать (функциональное поведение).  Ну а так как счетовод был ленивый, как и все люди, ему было лень пересчитывать каждый раз заново, он стал вести записи.  Один раз посчитал, затем только считаем только то что ушло или пришло. И иногда ревизии - сколько украли. А для проверки и чтобы не ошибиться еще будем учитывать тот факт, что если где-то уменьшилось (например, товара), то где-то должно увеличится (например, денег). Так родилась лучшая на тот момент практика - двойная запись.

Таким образом, говоря “роль” мы под ней в обязательном порядке понимаем какое-то функциональное поведение, интересы (на что в этой роли обращают внимание, что выделяют главным), и набор практик, которые осознанно (или не осознанно) используются исполнителями роли. Ну и, естественно, продукты практик или система, для которой это все делается.

Далее по тексту встречаю утверждение, что каждый человек играет роли предпринимателя, инженера, менеджера, ученого (иногда ученый меняется на лидера). Понимаю, что не понимаю ни что это такое, ни с чем это едят! Надо понять. Дальше сделаю варварскую таблицу, буду рад, если кто-то по другому понимает и скажет об этом или скажет что вот там-то вообще не так, а по другому!

Роль Функциональное поведение Интересы Возможные практики Основной продукт/система
Ученый (исследователь) Исследование. Наблюдение окружающего мира и создание такого его описания, которое бы имело хорошую предсказательную силу, размышления. Грубо говоря, создание на основе физического мира его ментальной картины. Информация, Объяснения, Гипотезы, Ошибки Эксперимент, Тестирование, Наблюдение, Систематизация информации, мышление письмом, проговариванием... Непротиворечивая картина мира/модель имеющая предсказательную силу. Описание физического мира, законы (ну или приметы).
Предпрниматель Расстановка приоритетов в деятельности, взаимоувязка интересов, принятие решений в условиях ограниченных ресурсов и неполноты информации Интересы (личные, ролевые, других людей), ценности, ресурсы (в т.ч. время), приоритеты Стратегирование, подбрасывание монетки, гадание на кофейной гуще... Оказывается я понятия не имею о практиках предпринимателя либо не понимаю что это за роль! Принятое решение, расставленные приоритеты
Инженер Моделирование и планирование создания какой-либо физической системы, продукта (в общем виде - изменение мира) Требования, архитектура, функции ???? Пока у меня все плохо с практиками... наверное, практики создания моделей, описательные практики, подбор материалов/систем/ролей модель будущей системы/продукта, план работ по его/ее созданию.
Менеджер Управление деятельностью. Организация и контроль выполнения работ. Операционное планирование Время, ресурсы, исполнители ??? Составление календаря, графика.... Контроль бюджета Выполненные в срок и в рамках ресурса работы, операции
Лидер Убеждение, влияние, уговаривание себя и других занять определенную роль. Интересы других, интересы роли ??? Внушение, гипноз, практика “кнута и пряника” Проектная роль занята исполнителем.

Итак, фиксирую, на текущий момент у меня полный провал по кругозору практик для описанных выше ролей. Будем считать. что это только первый подход, и потом я дополню для себя эту табличку (или переделаю по обратной связи, если она будет).

А теперь основной вопрос, с которого и возникла идея и потребность написать заметку. А “личность” мы можем рассматривать как роль?  Понимаю, что в учебнике “личность” - это совокупность ролей (и тут уже вопрос самоидентификации человека). Но все-таки. Личность - как роль. Функциональное поведение - полноценно и с удовольствием проживать жизнь, реализовывать свои интересы, потребности. Интересы - ценности, потребности, удовлетворение. Практики? Хм, допустим осознанность. Основной продукт роли “личность” - это полноценно прожитая жизнь, с удовольствием для исполнителя роли и с пользой для других людей?  Для чего такое рассмотрение?  А для того, чтобы отличаться от животного, наверное, или лучше себя идентифицировать.

Пока на этом все, буду рад если кто-то сможет хоть что-то по написанному из своего опыта и понимания сказать, поправить, дополнить.

Думаю что нет, ведь весь смысл в этом разделении.

Когда говорим про личность, то обращаем внимание на содержание человека — его картины мира, устройство, а когда про роль, то обращаем внимание на роли, поведения в обществе, абстрактные описания поведений.

Личность и роль разделяется для удобства и эффективности при организации деятельности. С помощью ролей вы можете не зацикливаться на таких сложных объектах как люди, а отсекая неважное определить функционально, какое поведение вам потребуется для создания нужного продукта.

А ещё для самого исполнителя это разделение полезно/удобно, помогает быть более гибким психически, увеличивает скорость усвоение навыков за счёт осознанного наведения внимания на поведение, понятия.

Благодаря концепту роли мне легче заметить исполнение роли, мной либо другим исполнителем. И если меня что-то не устраивает, то явнее видеть «пустоты», то чего у исполнителя не хватает для качественного исполнения.

Так же личным опытом в полезности этого концепта. Когда работал актером в театре, актеров учили вживаться в роль по системе Станиславского. В случае чего появлялись 2 проблемы: актеры застревали в ролях, а новые неизвестные им роли по характеру давались трудно, так как они не дистанциировали себя и роль — диапазон уменьшался. В итоге это приводило к тому, что актёр используя эту систему, становился одинаковым в разных ролях. А когда актёр хотел сделать какую-то отличимую от его личности по характеру роль, то приходилось прямо-таки менять себя, свою личность, реально. Я к чему, я думаю это, во-первых, опасно для психики, а во-вторых неэффективно, полгода тратить, чтобы сделать роль, которую ты можешь сделать за месяц.

Когда сам через это проходил, то замечал что моя психика отказывается «верить» что я это тот персонаж, поэтому мне легче было выступать разделяя себя и роль, в целом я был гибче и креативен, менее скован.

Как видите, отвечая на вопрос заодно провёл мышление письмом :slight_smile:

Благодарю. Рад, что мои фантазии про то, как и для чего выделили разделение деятельности на роли в деятельности не вызвали отторжения, в этом основной вопрос был в чате курса.

Откуда вопрос возник: если роль - это название для модели повторяющейся функциональной деятельности (функциональный ментальный объект), то может “качественно” прожитая жизнь тоже может рассматриваться как повторяющаяся функциональная деятельность. “Личность большого калибра” в учебнике. И говорить уже о лучших практиках проживания жизни, как их улучшать и т.п.

Но, если рассматривать личность как роль, то мы сталкиваемся со следующими трудностями:

  1. Всплывает проблема самоидентификации. Если личность - это роль пусть и совокупная (составленная из других ролей), то кто же тогда я?
  2. Насчет “повторяющейся” деятельности не уверен, все-таки жизнь у человека одна и повторить ее еще пока не удавалось никому. В этом смысле тогда рассмотрение ее как роли теряет смысл.
  3. Деятельность “жизнь человека” повторяющаяся только с т.з. какого-то общественного, эволюционного, социального разума, если такой существует.

Т.е. для конкретного человека рассматривать “Личность” как роль не имеет смысла, лучше обратиться к другим ролям, более конкретным и ограниченным на промежутке времени жизни. Я так для себя ответил на этот вопрос.

Просто даже если постараться рассмотреть «личность» как роль, то непонятно что это за роль такая. Что делает личность? Проживает жизнь? Как-то не глагольно, пассивно, никакого отношения к деятельности*. А к примеру, чтобы выжить, вам потребуется еда, тогда вам придется действовать:) — добывать еду. Другими словами что-то активно делать, за это можно как-то ухватиться.

Возможно под «проживанием» вы имели в виду «вкушение» жизни, её осознание. Думаю близкое к такому вкушению жизни похожа роль «эстета»? :slight_smile: Тут уж кругозора не хватает.

По поводу:

Функциональное поведение — полноценно и с удовольствием проживать жизнь, реализовывать свои интересы, потребности
Моя догадка, что тут «реализовывают интересы и потребности» как раз конкретные роли. Чтобы реализовать свои интересы и потребности по-любому придется играть какую-то другую роль, но точно не «личности». Как-то не представляется мне, чтобы я играл роль личности для того, чтобы реализовать свой интерес сытого желудка.

Кстати, вот ещё одна проверка, вы можете сказать что исполняете роль «личности»? )) это ведь больше вы, модульный, чем функциональный. Вот роль «эстета» или другую роль другую «вкушающую» роль ещё возможно, имхо.

Да, согласен, спасибо. Нет, да и не может быть никакой модели деятельности “жизнь”. Подозреваю потому, что это не совсем деятельность. Соответственно и совокупность ролей (в учебнике определяется личность как совокупность исполняемых человеком ролей) так же не имеет модели (как хочешь, так и сочетай их, в любом порядке, потому что результат в любом случае будет один и тот же: жизнь прожита), и в этом смысле “личность” точно не роль, а скорее способ само- да и просто идентификации человека.