Ищем целевую систему RnD офиса в компании-разработчике или интеграторе

RnD офис нужен нашей компании. Наша компания -- разработчик или интегратор, мы оказываем услуги, то есть мы скорее всего система создания. Значит целевая система находится где-то за границей нашего предприятия, на стороне клиентов. Давайте ее поищем.

Наши клиенты -- предприятия и мы им оказываем сервис по развертыванию и поставке программных продуктов. Сами программные продукты предприятию не нужны, они лишь поддерживают деятельность предприятия. Мы развертываем и настраиваем софт так, чтобы предприятие не отвлекалось на непрофильную деятельность.

Разные программные продукты нужны для того, чтобы предприятие могло лучше удовлетворять своего потребителя своей продукцией -- именно там возникают изменения в физическом мире.

Мы, как интегратор, учавствуем в длинной цепочке систем создания и вносим свой вклад в создание подсистем предприятия. Предприятие-клиент (пока обобщенно) скорее всего будет надсистемой нашей целевой системы, а что же будет целевой?

На занятии мы обсуждали, что ERP нужна для изменения потока сырья, комплектующих и товаров, проходящих через предприятие и связанных с ними действий людей. То есть сама по себе никакая информационная система не рассматривается как потенциальная целевая система, а рассматривается то, что эта информационная система описывает в физическом мире -- а описывает она так или иначе поток товаров, проходящих через предприятие. Предприятие здесь само по себе создающая система для продукта, которые потребляет конечный потребитель.

Итак, наша целевая система -- поток сырья, комплектующих, товаров и людей, которые обеспечивают деятельность. Они все перемещаются с места на место для того, чтобы в конце концов появился продукт. Автоматизация и программные продукты нужны, чтобы сделать такую деятельность более предсказуемой и эффективной. Кто ее такой хочет сделать -- какие-то роли на предприятии. Эффективность и предсказуемость поставки -- это их предметы интереса. При этом эффективность = соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами, а предсказуемость -- отношение ожидаемой эффективности к реальной, то есть насколько мы хорошо его предсказываем. Тогда предприятие сможет развиваться.

На предприятии устанавливаются разные программные продукты, которые так или иначе влияют на эффективность и предсказуемость. Например, учет остатков на складе и CRM влияет на эффективность -- не тратимся и не храним лишнее, работаем с теми клиентами, которые заинтересованы, не тратимся на пустых клиентов. А вот ПО по ИБ влияет на предсказуемость -- минимизирует риск кражи или простоев от действий злоумышленника.

Итак, мы связали ПО, которое мы устанавливаем, с целевой системой -- потоком работ. Как связаны целевая системы и ПО, какие между ними отношения с точки зрения системного подхода -- я пока не рассматриваю, надо подумать.

Важно, что мы как компания выступаем системной создания для другого предприятия, чтобы они могли создавать свою продукцию для конечного потребителя. Как мы можем повлиять на эффективность и предсказуемость? Устанавливать ПО дешевле, то есть сделать наши проекты дешевле в себестоимости, (и снизить расходы предприятия), лучше разобраться в бизнесе наших клиентов и предлагать им проактивную модернизацию его систем и бизнес-процессов (консалтинг, новые продукты), взять на себя поддержку (повысить отказоустойчивость) и так далее.

Это лишь примеры того, как наша собственная эффективность, проактивное мышление и предложение новых сервисов влияет на бизнес клиента. Когда мы думаем об RnD офисе, нужно думать не о новых продуктах и эффективных процессах в вакууме, а держать в голове целевую систему -- бизнес клиента, его поток ресурсов.

Рассмотрим для примера внедрение в компании-разработчике порталов нового инструмента разработки. В рамках это компании задача RnD офиса внедрить или нет этот новый инструмент.

Мы говорим, что использование нового инструмента увеличивает скорость разработки порталов, поэтому RnD офис должен выделить ресурсы на исследование. Что же должен исследовать RnD офис? Во первых понять, что мы предлагаем нашему клиенту. Мы ведь предлагаем не новый инструмент разработки, а разработку портала под заказ. Дальше нужно понять, какие задачи в рамках бизнеса клиента решают разработанные нами порталы -- какая у нас целевая система, что мы помогаем сделать. Ведь портал не нужен сам по себе, он должен обеспечивать эффективность и предсказуемость в рамках потока ресурсов в компании. Далее следует понять, а какие есть альтернативы у клиентов для решения этих задач -- возможно быстрые порталы у них уже есть, например Битрикс24. А если они заказывают кастомный портал, то повышение скорости разработки там им может быть не так важно. Я не знаю, как у клиента, надо исследовать. Я хочу сказать, что RnD офис должен проделать большую работу по исследованию бизнеса наших имеющихся и потенциальных клиентов, чтобы уметь предложить им новые продукты и сервисы в области заказной разработки и системной интеграции. А уже потом думать, какие изменения должны произойти для этого у нас -- какие бизнес-процессы поменяться, какие компетенции или новые продукты появиться, а от каких можно отказаться совсем. То есть в первую очередь добраться до целевой системы.

RnD офис исследует бизнесы клиентов, конкурентов и рынок, чтобы запустить изменения внутри компании или выпуск новых продуктов. В любом случае, RnD офис должен инициировать отдельные проекты исследований, изменений или разработки -- значит должен либо иметь внутри либо уметь сотрудничать с проектным офисом (нужны менеджеры и менеджеры-проектировщики), производством (нужны инженеры проектировщики, разработчики) и маркетингом (нужны исследователи), а также визионеры -- которых нужно распознавать внутри и снаружи. Это все системы в окружении RnD офиса и они принадлежат общей системе создания -- компании-разработчику.

Спасибо за пост!

Интересное рассуждение, что в интеграторе RnD офис в первую очередь занимается исследованием клиентских целевых систем и их цепочек создания, а также выдвигает гипотезы о применении тех или иных модулей для изменения частей этих систем. Получается, что RnD офис готовит описания целевых систем клиентов и систем создания as is, а потом проектирует возможные варианты модернизации этих систем. Дальше это можно отдавать предпринимателю, пусть решает, какому клиенту какие изменения пойдем предлагать. И сколько за это требовать.