Вложенность - одно из самых первых базовых понятий, с которым сталкиваешься, когда начинаешь погружаться в основы системного мышления. На первый взгляд все просто. С детства мы знаем, что игла вложена в яйцо, яйцо - в утку, утка - в зайца, заяц - в сундук. А куда вложен сундук? Сундук - под дубом, но в дуб сундук не вложен. Дуб - на острове, но и в остров сундук не вложен. Что же за система, в которую вложен элемент "сундук"?
Далеко не с первого раза получается строить длинные цепочки вложенности, потому что бытовое понимание вложенности дает о себе знать. Сложно принять, что странно звучащее "Молоко вложено в бутылку, бутылка вложена в холодильник, холодильник вложен в кухню..." может быть первым шажочком к перестройке своего мышления на новый лад.
Для тренировки своего понимания попробуем составить наиболее длинную цепочку вложенности из следующих систем:
- Электродвигатель
- Троллейбус
- Контактная сеть
- Городской общественный транспорт
- Город
- Городская энергосистема
- Тяговая подстанция
- Городская дорожная сеть
На первый взгляд - все просто. Можно взять электродвигатель, ведь он вложен в троллейбус, а троллейбус в город. И на этом надо остановиться. И в этом самая большая сложность. Ведь основной принцип методологии состоит в том, чтобы проследить физическую вложенность системы в надсистему. Может быть контактная сеть вложена в троллейбус, ведь это его основополагающая часть? Нет, контактная сеть, наравне с тяговой подстанцией, будет вложена в систему городской энергосистемы, поскольку служит для передачи электрического тока с тяговой подстанции на электроподвижной состав и не вложена в систему троллейбус.
Иллюстрация из книги A.C. АФАНАСЬЕВ "КОНТАКТНЫЕ СЕТИ ТРАМВАЯ И ТРОЛЛЕЙБУСА"Так, на первый взгляд, самое понятное свойство системы имеет много подводных камней. Как и любой аспект развития мыслительного мастерства, для развитие системного мышления нужно не только использование понятийного аппарата, но и умение эти понятия правильно использовать и связывать между собой.
Так куда же вложен сундук?