Онтологика. Вторая глава [3/4]. Присвоение значений, их категоризация, бытовая и прагматическая референции

Как мы присваиваем значения объектам?
Принципы композициональности и контекстуальности

Модель референции – это то, как мы присваиваем значения объектам внимания. В языке для такого присвоения используются принципы композициональности и контекстуальности.

Принцип композициональности – значение выражения состоит из суммы более мелких выражений. Это как система и подсистемы.

Принцип контекстуальности – значение выражения состоит из композициональности плюс контекста. Это как система и системы в окружении.

Одной композициональности бывает недостаточно: мы можем понимать смысл слов и даже их связку, но таких смыслов бывает всё равно ещё слишком много. Например, нам говорят: «сегодня стало ясно». Что ясно? Или кому ясно? О чём речь? Мы остаёмся в подвешенном состоянии, пока нам не уточнят: «Сегодня облаков нет, на улице стало ясно».

То есть:

  1. Сначала мы понимаем контекст. В каких обстоятельствах и кто говорит об этом?
  2. Затем вникаем в значения конкретных слов, фраз и предложений. Контекст отфильтровывает неподходящие значения.

Читая предложение: «воин монгольской армии был вооружён луком и стрелами» мы понимаем, что «лук» здесь не овощ – мы уловили контекст и отсеяли часть словарных смыслов.

Когда значение присвоено, как мы относим объекты в категории? Теория прототипов и теория образцов

Теория прототипов

Концепция Прототип
Животное Собака, кошка
Птица Голубь, воробей
Злодей
(в культуре Disney)
Некрасивый персонаж
Роль
(в культуре ШСМ)
Визионер, Инженер, Менеджер
Примеры концепций и прототипов

Прототип – наиболее типичный представитель концепции.

«Типичность» определяет группа. Так уж ли распространены голуби в мире? Для какой-то группы людей прототипом птицы будет фламинго. В сообществе актёров прототипом «роли» может быть Гамлет, в сообществе киберспортсменов – лидер команды.

Пользуясь теорией прототипов мы выдвигаем один единственный образ, а все новые образы проверяем, сравнивая с ним. Проблема: по одной теме разным людям на ум приходят разные объекты (разные прототипы), поэтому возникают недопонимания.

Теория образцов

У концепции могут быть разные образцы, имеющие общее семейное сходство.

Теория образцов решает проблему теории прототипов: для всякой концепции есть множество образцов, а не один единственный наиболее типичный представитель. Мы относим объекты к категории, основываясь на семейном сходстве: семейство шрифтов, отряд фламингообразных, пластик (смотрим на детские игрушки, спортивную бутылку, корпус наушников и относим к семейству «пластик»).

Мы видели много представителей птиц. Поэтому когда нам в фильме «Аватар»
показывают несуществующих представителей фауны, некоторых из них мы
определяем как «птиц». Наша нейронная сетка обучилась различать птиц
по множеству образцов.

Но человек обучается и по малому числу образцов. Проблема в нашей склонности спешно выводить общее из частного: мы можем увидеть один пример (один образец) и применить его на весь класс.

Например, человек часто пользуется услугами такси. Почти всегда водителями
были мужчины, все они управляли машиной на разном уровне мастерства: кто-то
лихачил, другой вёл осторожно. Но один раз машину вела женщина. Она резко
тормозила, пару раз опасно обгоняла. Человек впервые ехал с водителем
женщиной, но сделал вывод: все женщины водят плохо.

Референция семантическая (бытовая)
vs прагматическая (реалистичная)

Что нужно, чтобы разобраться с языковым выражением?

Мы пользуемся семантической референцией, когда спорим о терминах, указывая собеседнику: «ты неправильно используешь слово». Слово действительно можно использовать неправильно: назвать «кошку», например, «бутылкой». Но мало толку от спора, стоит ли называть «крюк-кошку» как-то иначе, когда мы обсуждаем инструменты героя шпионского боевика – достаточно раз договориться, что этот инструмент можно называть просто «кошка» и все участники текущего разговора будут понимать, о чём речь.

А вот эта договорённость и есть прагматическая референция – это когда мы учитываем, ка̀к наш собеседник использует слова.

Нет правильного способа подобрать слова для какого-то значения. Нет правильных
слов для какого-то значения. Правильно – это когда меня поняли. Моя задача –
понять, на какую «радиоволну» настроен человек (какая у него модель референции)
и говорить с ним на этой волне.

Чтобы разобраться с языковым выражением, нужно:

  1. Интерпретировать его по композиции + по контексту:
    • понимать, что̀ значит каждое слово в высказанной человеком мысли;
    • понимать, в каком контексте это выражение было сказано.
  2. Понять, при каких условиях данное выражение истинно
  3. Понять, истинно ли оно в текущих условиях и разобраться, что в связи с этим делать.

Вывод

Мы присваиваем объектам значения по контексту и их словарному смыслу. «Словарным» может быть не только определение слова, но и общепринятые обозначения: например, красный цвет означает запрет, внимание, опасность. Если наша модель референции – это схема зимней дороги на серпантине, то опасные участки на ней мы обозначим красным, например, предупреждая этим цветом о резких поворотах и обледенелых участках дороги.

Когда объекту присвоено значение, мы относим этот объект к какой-то категории. Для этого можем опираться на теорию прототипов или теорию образцов.

Прототип – это первый приходящий на ум объект. Например, при слове «книга» всю плюс-минус представят себе плотный набор листов в твёрдом или мягком переплёте. Это будет концепт книги, но каждый человек представит свой образ: кто-то подумает о словаре Ожегова, кто-то любимой фантастической книге.

Теория образцов – это про «семейство». Мы выделяем общее среди множества разных представителей. Для этого есть даже специальные слова: семейство шрифтов, отряд фламингообразных пишущие принадлежности.

Когда мы хотим донести до человека мысль или сами пытаемся понять другого, мы пользуемся семантической и прагматической моделями референции: вникаем в контекст текущего разговора и кому мы об этом говорим (или кого слушаем). Например, мы группой гуляем по лесу и кто-то говорит: «было бы здорово найти здесь ключ!». Мы понимаем, что речь не о ключах от квартиры, а об источнике воды.