Онтологика. Первая глава: объекты, отношения, роли

Что сейчас важно, на то и обращаем внимание

В курсе предлагается выполнить такое упражнение:

  1. Вспомнить знакомую предметную область
  2. Перечислить основные объекты, которые в ней встречаются
  3. Перечислить основные отношения, которыми они связаны.

Выполню его на примере одной комнаты, но в разных предметных областях.

Пример 1:

  1. Рабочая комната, выполнение мной работы в ней
  2. Компьютерный стол, компьютерное кресло, монитор, мышь, клавиатура, наушники, системный блок, провода, я в роли работника
  3. Наушники лежат под монитором, мышь лежит на столе, клавиатура лежит на столе, монитор стоит на столе, системный блок стоит под столом, я сижу на компьютерном кресле за столом, я в роли работника двигаю мышкой и нажимаю клавиши на клавиатуре, провода лежат под столом, на столе и висят над столом.

Пример 2:

  1. Зал, спальня, чтение, общение, сон
  2. Диван, две кровати, компьютерное кресло, подушки, одеяло, пледы, тумбочка, книги, крем для рук, я в роли читающего / общающегося / спящего
  3. Диван стоит у противоположной от компьютерного кресла стене, две кровати стоят в упор друг к другу и напротив дивана, две подушки, одеяло и плед лежат на диване, три другие подушки и два пледа лежат на двух кроватях, тумбочка стоит между диваном и кроватью (ближе к дивану), на тумбочке лежат книги и стоит банка с кремом для рук, я в роли читающего сижу на диване прислонившись к трём подушкам, я в роли спящего лежу на диване, головой на подушке, укрывшись одеялом и убрав плед в сторону, я в роли общающегося сижу на диване / кровати / компьютерном кресле.

Отношения между объектами
мы определяем по нашей роли

  • Я сейчас кто?
  • С какими объектами я сейчас буду взаимодействовать и как?
  • Что для меня сейчас функционально значимо?
  • Как я буду обращаться с этим пространством?

Это как то ощущение в видеоиграх, отступающее со временем. Когда впервые запускаешь видеоигру, ты замечаешь все нюансы интерфейса и окружения, в глаза бросается всё. Но со временем игры ты начинаешь выделять важное: ты уже не замечаешь, насколько детализированные искорки летят от врага, когда он получает урон – тебе важно лишь видеть, что он подсветился красным, потому что это важная информация, а искры мало что сообщают и поэтому ты относишь их к фону.

Точно по такой же логике ты перестаёшь замечать вензеля интерфейса
(украшение = фон = неважно). Из внимания выпадают даже некоторые данные (!) интерфейса, то есть какие-то цифры могут стать незначимыми. Например, ты постоянно пользуешься гранатами, а ножи не метаешь, поэтому счётчик ножей для тебя тоже становится фоном. Или тебе неважно, какое там комбо ты выбил, поэтому эти AA и SSS для тебя теряют смысл, становятся фоном.

Какая роль, то и важно. Как кто я сейчас смотрю на объекты?

  1. Определяю, что̀ я сейчас делаю / собираюсь делать;
  2. Выделяю значимые для этой роли объекты.

Точно так же на одну и ту же комнату я посмотрел глазами нескольких разных ролей: работник, читающий, общающийся и спящий.

+Примеры, как выделять значимые для роли объекты

Когда я смотрю на список рабочих задач и мне от них дурно, это значит, я смотрю на них из какой-то другой роли, но не из роли работник.

Когда Света подходит ко мне и сразу начинает обниматься, а я раздражаюсь, это значит я сейчас нахожусь не в роли партнёр, а сосредоточен на какой-то задаче: читаю книгу (роль читающий), выполняю работу (роль работник), готовлю завтрак / накрываю на стол (роль повар / домохозяин).

Когда я смотрю на компьютер из роли работник, то выделяю вниманием Todoist, рабочие чаты Telegram, рабочую переписку из mail.ru и рабочие папки на рабочем столе.

Когда я смотрю на компьютер из роли отдыхающий, то выделяю вниманием HD Kinopoisk, папки с фильмами, видеоигровые комнаты в Discord с моими друзьями.

Когда я смотрю на телефон из роли засыпающий, то меня в нём интересует только будильник.
Из роли работник я смотрю на телефоне в Telegram и Mail.
Из роли повар я смотрю на телефоне браузер – статьи с рецептами.
Из роли общающийся я звоню родным через Telegram или друзьям по мобильной связи.
Из роли размышляющий (практики из стадии Размышление) я использую Obsidian и Notion – читаю книгу или статью и записываю свои мысли либо выписываю мысли автора.

Почему НАДО выделять роль?

Если роль не была названа явно в начале моделирования, тогда участник перескочит на соседнюю роль. Например, об этом рассказывал гейм дизайнер Александр Ветушинский. Он говорил: «покажите документацию своей игры другу и попросите его описать, о чём эта игра и как в неё играть. Скорее всего он опишет игру, отличающуюся от задуманной вами. Это значит, что вам надо изменить формулировку документации так, чтобы по ней другие люди видели вашу игру так же, как видите её вы».

Вот такое переписывание документации, пока другие не увидят мир твоими глазами – это и есть явно назвать роль (то есть точку отсчёта в моделировании и метод описания).

Понятия на будущее и их примеры:
мета-модели и концептуальная сетка

мета-У-модель – трансдисциплина
мета-С-модель – мета-модель, построенная на мета-У-модели

Примеры

В программировании различаем стандарт, реализацию и среду исполнения:

  • язык программирования строится вокруг стандарта языка;
  • сам язык программирования – это реализация стандарта;
  • исполняется язык в среде исполнения.
Стандарт Языки Среды
ECMA Script (стандарт, описывающий расширяемый язык ECMA-262) JavaScript
ActionScript
JScript
Например: браузер, NodeJS

Стандарт здесь – это мета-У-модель.
Языки и среды – это мета-С-модели стандарта.

Концептуальная сетка – это набор убеждений, ценностей и мнений.

Примеры концептуальных сеток: политика, религия, наука, культура.

Концептуальные сетки могут пересекаться.Например, в культуре нашей страны принято заботиться о пожилых людях, а внутренняя политика поощряет такое поведение: государство платит гражданам, которые помогают пожилым.