Метанойя. Впечатления от первой главы ПСМ

Размышляю в рамках задания из ПСМ.

Мне нравится первая глава, она вдохновляет, с первых страниц объясняются сложные вещи, есть что переложить на практику и такие "открытия" мотивируют.

Пока читал, вспомнил, как прошел собственную метанойю. Лет 8 назад, еще не будучи знакомым с системным мышлением, я описывал требования к ПО. Руководитель как раз просил меня описать "концепцию использования" разрабатываемой системы, но у меня просто не получалось думать о том, как с ней будет работать пользователь.

Вместо этого я сразу начинал думать категориями функций, которые должны быть реализованы в системе и предполагал с помощью какого интерфейса интерфейса. Даже формулируя требования в виде пользовательских историй, я писал что "пользователю нужно заполнить форму и создать заявку", причем детально описывал, откуда берутся данные и как выглядит форма. Получается, что я брал на себя функции дизайнера и дублировал дизайн макеты, хотя моей задачей было разобраться, что именно нужно пользователям.

Мне говорили, что мне не нужно проектировать, мне нужно понять, какие задачи у пользователя, но у меня не получалось сходу встать на место пользователя (войти в роль) и подумать из его роли о том, какие задачи перед ним стоят, а уже потом, как ему могла бы помочь проектируемая система.

И я правда не помню, что именно мне мешало -- ролевое мастерство, отсутствие кругозора или что-то еще. Я помню лишь слова своего руководителя -- "да, ты аналитик, но перед тобой не стоит задача проектировать систему, тебе нужно выяснить, зачем ее просят разработать, как ее будут использовать".

Вероятно, по каким-то причинам для меня это было контринтуитивным. Я помню, что смог перестроиться на том проекте, мне продемонстрировали на нескольких примерах, что от меня требуется и исправляли мои записи на протяжении какого-то времени. Теперь такой способ думать дается мне легко и по умолчанию. Но наверняка остаются другие практики, которые в процессе обучения я найду контринтуитивными.

1 лайк

Контринтуитивно из-за всего сразу: и ролевое мастерство (переключиться на роль пользователя), и методология (понять практику пользователя), и плохое понимание “функциональности”, определяемой со стороны надсистемы по сравнению с идеей “дать сервис” от целевой системы, и многое другое. Это свезло, что вас такому научили на примерах. В курсе ПСМ даётся подробно язык, на котором можно такое обсуждать, ибо наученное на примерах усовершенствовать трудно, а если у тебя есть язык обсуждения, то можно обсуждать – и улучшать навык, и обучать навыку других людей.

И это правильно, контринтуитивного в курсе будет много.

Эмиль, здравствуйте.
Спасибо за то, что поделились своим опытом. Мне правда интересно узнать, как Вы думаете, что было в окружающей Вас среде 8 лет назад, что послужило формированию такого навыка?

я так, понял, в задаче “описать концепцию” нужно было описать какие проблемы пользователя будет решать приложение

Были люди, которые понимали, что после определения целевой системы, нужно сначала рассмотреть надсистему и окружение, чтобы понять как целевая система вписывается в окружение и используется надсистемой, а только потом начинать ее проектировать и разбивать на подсистемы.
Мне просто повезло с опытными людьми вокруг, которые смогли этому научиться и научили меня.
На тот момент я еще не был знаком с системным мышлением, но когда познакомился, у меня был опыт, на который получилось его наложить и думаю быстрее разобраться.

1 лайк

Да, нужно было рассмотреть, как надсистема использует целевую систему, при этом оставляя ее черным ящиком. А я видел своей задачей этот черный ящик сделать прозрачным.