Судя по моему опыту, без т.н. "логической модели" тяжело в чем-то быстро разобраться. Эта модель позволяет быстро уяснить ключевые сущности, взаимосвязи и типы этих связей.
Например, в разговоре мы слышим какие-то слова (напр. "практика" или "теория", "система") или любые другие. В этот момент своей голове мы определяем коробочки с атрибутивным, компонентным и функциональным составом.
Человек может предположить: "Ну, возможно, практика состоит из умений что-то делать и каких-то теоретических знаний. Практика – это апробация теории, а в результате апробации практика или теория должны измениться и прийти в соответствие друг другу". И все вроде бы правильно, пока мы не попытаемся прокоммуницировать с людьми и выяснить что они на самом деле имели ввиду под своими словами.
Может выясниться любопытная вещь. Кто-то под практикой понимает набор специализированных техник (может быть терминологическим синонимом); кто-то только открывает для себя сущность "практики" и еще не сформировал никакого понимания для себя; у кого-то понимание этой сущности может совпасть с нашим. Однако такие модели крайне полезны в быту и работе. Прежде чем проектировать ИТ-систему, прорабатывать новый проект или изучать дисциплину, бывает небесполезно построить "метамодель" предметной области.
Далее приведено мое видение метамодели сущностей из первой главы учебника по системному саморазвитию.
Здесь видно, как практика связана с дисциплиной и технологией. Рабочий продукт появляется в результате действий практик и это является одним из результатов рабочего проекта. Рабочий проект имеет связи с объектами "прикладных знаний", "ролевого мастерства" и "трансдисциплины"
Описание модели и выводы
Каждая связь подписывается типом и имеет "силу отношения". Связь с перпендикулярной по отношению к ней самой, чертой обозначает 1 экземпляр, а с "лапкой" на конце – множественное отношение.
Например, одна практика может использовать много технологий, и наоборот, много технологий могут быть использованы в одной практике. Одна практика создает несколько или один рабочих продуктов, и наоборот рабочие продукты могут быть созданы в рамках одной практики.
Такая модель используется для автоматизации и построению ИТ-решений, принятию решений в бизнесе ("а из каких элементов состоит бух.баланс?") и пр.
Инженеры и аналитики могут (и, как мне кажется, должны) создавать модели рабочих предметных областей.
Интересно, что такая модель создается нашим мозгом вне зависимости от нашего желания. Изучая мир, мы создаем, связываем и наполняем концептами сами себя. Сначала в детстве перенимаем от социальной среды и значимых взрослых. А позже – так как нам это кажется удобным для своих целей и нужд. Наши концепты не всегда будут оптимальными. Наша задача – прикладывать дополнительные усилия по ее пересмотру, актуализации, или замене "устаревших сущностей".
Отсюда же, в том числе, рождаются конфликты с родственниками, на работе, с друзьями и т.д. Каждый из участников конфликта обладает своим набором концептов "правильного мира". И эти картины мира, входя в противоречие друг с другом, приводят к столкновениям.