Эволюция и деградация

Куда же без нее

Пост к заданию из курса Системного менеджмента: "Прочтена работа «Thermodynamics of evolution and the origin of life», и написан пост «Почему я мог бы понять содержание этой статьи, если бы мне это задали при обучении в магистратуре, но сейчас я не могу себе представить, как бы я подступился к этому материалу».

Статья рассказывает об использовании аппарата термодинамики для описания теории эволюции и происхождения жизни, включая равновесные и неравновесные процессы в рамках математического фреймворка теории обучения.

Это логическое продолжение статьи "Toward a theory of evolution as multilevel learning."
Авторы статьи с помощью математического аппарата показывают проявление общей эволюционной тенденции во Вселенной. В системе, смоделированной как обучающейся, при в достаточном размере популяции на системном уровне, а также наличии различных типов переменных для поддержания и сохранения мутаций, происходит переход от ансамбля сущностей на более низком уровне организации (например, молекул) к ансамблю сущностей более высокого уровня (например, организмов).

Примеры систем на разных уровнях из близких мне доменов я приводил в предыдущих своих учебных постах на тему эволюционного менеджмента (1, 2).

Попробую сделать анализ и порассуждать, что могло измениться, чтобы я так по разному воспринял статью в магистратуре и сейчас.

Версия первая. Стало хуже с дисциплинами в голове, что-то забыл. Из базовых, относящихся с статье, это:

  • Математика
  • Физика
  • Биология

Вспоминаю историю про Ходжу Насреддина, который остался таким же сильным, каким был в молодости, потому что снова не смог поднять камень в своем дворе.

Физику и биологию на таком уровне никогда и не знал.

Математика - возможно, потому что курс высшей математики в вузе был. Формулы бы в статье считывал куда легче. Сейчас - все грустно, кривая забывания в действии. Ведь даже не было возможности после вуза (как и потребности) поддерживать знание математики на приемлемом уровне.

Версия второая. Напротив, увеличившийся за послевузовский период жизни объем знаний дает бОльшую границу с "известным неизвестным", что прививает комплекс самозванца и добавляет неуверенности в своих силах, суждениях и выводах.

image-24Тема статьи для меня - на границе желтого и красного секторов

Еще раз смотрю на статью. Всё же ограничение - это мое знание математики, вариант номер один. Вопрос в том, захочу ли я инвестировать в нее время, чтобы "поджечь" заново дисциплину из STEM стека, или же буду заниматься более приоритетными для себя доменами знаний.

Правильного или неправильного ответов здесь нет - только компромиссы.

Мой ход в таких случаях – внимательно читать текст между формулами, а формулы пропускать как надписи на незнакомом иностранном языке. И тогда опять возвращаемся к вопросу – студент примерно так бы и отнёсся к предмету, попытался бы разобраться, что там в непонятном тексте (“если в фразе из пяти слов тебе понятно одно – думай хотя бы над этим словом”), а лет через десять после вуза попытки разобраться бы не было (“если в фразе из пяти слов тебе непонятно одно – да ну его нафиг, займусь чем-то другим”).

Надеюсь, само содержание прочтённой статьи (даже с учётом непонимания тамошних формул) понравилось, оно существенно помогает в построении какой-то связной картины мира.

Статья помогает, хорошо соединяет, как степлер скобками, идеи про эволюцию с других источников. Например, с книги “Верховный алгоритм”.
Или вот цитата из “Why Greatness Cannot Be Planned”, после которой вспомнил функцию медленных переменных из статьи: “Лучший способ создать новое - выяснить как мир работает, включая его естественные ограничения, и сохранить информацию об этом”.