Интересное на 18 января

Пришлось притормозить в писанине: разбирался в онтике учебных ролей, но ключ оказался в онтике сервисов. Поэтому вставлять буду кусочки в три книги -- саму онтику сервисов в ПСМ, про то, как через вот эти сервисы выходить на цепочки создания и там на альфы, а из альф делать предметы кейсов) -- это в Методологии, а в инженерии мастерства про собственно учебные сервисы и сервисы цепочки создания в обучении. Собственно, там всё стандартно, тем не менее есть несколько нестандарных поворотов (типа как командное мастерство и прочая безмасштабность, или не люди с компьютером, а компьютер с людьми -- ход на автоматизацию вместо обсуждения хода на "кто там главный", и там много всего по мелочи внесу в эти учебники, вместе это очень компактно закрывает множество ситуаций с сервисами для людей):

Шлифовка -- это сервис провайдера шлифовки, который изготавливает шлиф в заготовке (заготовка будущей детали как носителя шлифа, надсистемы шлифа) в ходе операции::сеанса шлифовки. Заготовка принимает участие в сеансе шлифовки, равно как и провайдер шлифовки (подключаясь на интерфейсе к болванке). Будет ли переименована болванка в деталь, зависит от того, насколько операция шлифовки тут последняя работа/сервис (грубо говоря, "гусеница" переименовывается в "куколку" только если метафорфоз завершён).
(Учебный) курс -- это сервис провайдера курса, который изготавливает мастерство в студенте (заготовка будущего мастера, носитель мастерства) в ходе прохождения_курса/"курсового потока", состоящего из занятий::сеансов. Студент в 4D принимает участие (participation, специализация part_of) в потоке, то есть наборе занятий, равно как и провайдер курса (подключаясь на интерфейсе к студенту) и другие студенты (если нет других студентов, то есть сеансы не групповые, то понятие "потока" не используется, сразу говорят о наборе занятий). Будет ли студент переименован в мастера -- точно так же зависит от того, последний ли это поток курса в какой-то их серии.
Игра -- это сервис провайдера игры, который стимулирует дофаминовую продукцию в игроке в ходе прохождения игры, состоящего из сеансов игры. Игрок принимает участие в прохождении игры через участие в сеансах, равно как провайдер игры через интерфейс к игроку. Игрок не меняет своего состояния после игры и тем более после сеанса игры (нет переименования "гусеницы" в "бабочку").
Курс лечения -- это сервис провайдера лечения, который изготавливает здоровую часть организма в пациенте (заготовка будущего здорового человека, носителя здоровой части) в ходе прохождения курса, состоящего из процедур::сеансов лечения.

В онтике сервиса какой-то СистемыСоздания есть:
-- Сервис как тип работы, выполняемой
-- ПровайдеромСервиса (службой, сервером, это и есть СистемаСоздания)
-- над Заготовкой будущей ГотовойСистемы
-- в ходе ПрохожденияСервиса,
-- которое состоит из отдельных Сеансов,
-- Участниками которых являются заготовки и взаимодействующий с ними через Интерфейс к заготовке/заготовкам провайдер, а также возможно участие в сеансе и других заготовок при групповых прохождениях.

Паттерн этот общий, но всегда нюансы в терминах (скажем, ПрохождениеКурса может называться ПотокКурса).

Шаг развития -- это сервис провайдера развития, который изготавливает новое мастерство (развивает уже имеющееся мастерство, то есть добавляет фичу, "модернизирует") в студенте в ходе прохождения шага развития, состоящего из (учебных) курсов и (рабочих) проектов. Учебные курсы и рабочие проекты тем самым -- это просто специализации шагов развития.

Курс СМС будет очно для тех кто в Москве вестись в офисе на метро "Таганская", адрес пришлют на почту после регистрации на курс. А кто не в Москве -- как обычно, будет чат в телеграм. Записи видео будут, участники курса его получают.

Вот тут в дискуссии https://www.facebook.com/petr.shchedrovitskiy/posts/pfbid02sUa58UqGXKv65sMaSnjv5Aeo2qhYFsU3SFWExdSWx1LLgF5UaWD1vPwXap5c8Qtsl про естественное и искусственное пишу, что в современных рассмотрениях оппозиция отмирает, ибо всё искусственное оказывается естественным. И там в ответ на вопрос пишу, почему мы табуировали слово "управление", если речь идёт о том, как кто-то разумный управляет другими разумными существами и тем более группами людей. А вот тут https://www.facebook.com/petr.shchedrovitskiy/posts/pfbid02SzQHhkcvAmySwUM7yiFbx4GDWqcMbqU2APYbAjxhGokPMM5mYj9QzkYRBuysP52Tl писал, что с СМД-методологией и праксиологией произошло примерно одинаковое: после фукуямовского "конца истории" программы создания общих теорий деятельности типа австрийской праксиологии и СМД-методологии подразвалились, задумка была сделать на этих методологиях/праксиологиях (общие теории деятельности) много наук, но потом что-то пошло не так, и развитие прекратилось. И тут вдруг оказывается, что история ещё не закончилась, однополярному миру дают решительный отказ, так что можно смело расчехлять старые идеи -- которые приведут ко второму концу истории так же обратимо, как привели к первому. Там в дискуссии был восхитительный вопрос: " А что, в австрийском научном понятийном поле есть "деятельность"? Я ответил, что основополагающий труд Мизеса так и называется, "Human Action", переводится как "человеческая деятельность". Праксиология, на которой основана австрийская экономическая школа -- это общая наука о деятельности. Есть и другие праксиологии, не только мизесовская. Ещё можно пообсуждать другие методологии, которые тоже общие науки о деятельности (но с акцентом на мышление), не только СМД-методология (слово "методология" давно ведь известно). У меня, например, есть учебник "Методология" и даже целый учебный курс с заданиями на моделирование, и там тоже долго и много рассказывается про "деятельность".

С Ridero наконец дело сдвинулось, но пока деньги за вёрстку ещё не успел перевести. Зато успел поправить файл учебника с многоуровневыми списками. Перевёл их на списки с нумерацией вложенности (типа 1.2.5). До конца февраля я таки планирую отверстать там ещё три книги (ПСМ, Методологию, МОО/ТебеИнженерия мастерства, ибо будет ещё и СебеИнженерия), а пока речь идёт о "Системном менеджменте". При этом книги -- это побочный продукт. Основной -- это материал для курсов, ибо курс таки учит, а книга -- только знакомит. В текстах новых книг везде "книга" заменено на "курс".

В физике с появлением таких приборов, как квантовые компьютеры, пошли прорывы: сначала реализовали "чревоточину" (одно из решений проблемы "квантовой гравитации" -- телепортировали кубит по гравитационному каналу wormhole, "проколу в пространстве-времени"), а сейчас телепортировали энергию вместо информации, https://arxiv.org/abs/2301.02666. Такое впечатление, что королём физических приборов становится квантовый компьютер, а не ускоритель.

Пообсуждали вопрос растяжек, или как сейчас говорят -- стретчинга. Выяснилось, что мода на растяжки проходит: эксперименты показывают, что силовой тренинг при полном диапазоне движения даёт примерно те же результаты по гибкости, что и растяжка. Но ещё даёт и силу. Поэтому снимаем лишние зажимы (чтобы получить полный диапазон движения) и уходим в силовой тренинг -- https://www.painscience.com/articles/stretching.php и метаисследование https://massagefitnessmag.com/massage/how-to-become-flexible-with-strength-training/. Так что я прекратил "расслабляться и тянуться" и перешёл на "гнуться под нагрузкой". Это, конечно, всё не полноценные тренировки, но по идее даст такому сачку как я какой-то запас и по силе, и по гибкости. Но контринтуитивно, да.