Наставник в роли экзокортекса

Согласно статье Расширенное восприятие на 4 уровнях для эффективного выполнения задач требуется больше ресурсов мозга, чем у него есть. Поэтому нужно подключать дополнительные ресурсы управления вниманием - экзокортекс. В статье в роли экзокортекса выступают технические средства.

Однако в примере с курильщиком-ЗОЖником из статьи Сознание и его функции указывается, что экзокортексом может быть и другой человек.

И я подумал - а не играет ли наставник роль экзокортекса? Для того, чтобы проверить эту гипотезу, я взял в качестве примера наставника спортивного тренера и рассмотрел, как он решает проблемы управления вниманием:

  1. Отсутствие осознания и маленькое число точек внимания
    Во многих упражнениях задействовано несколько груп мышц. Спортсмен не всегда сможет следить за всеми группами сразу. При выполнении приседания со штангой спортсмен может следить за ногами, но неосознанно расслабить спину (что является неправильным). Тренер будет следить за спиной (+ 1 точка внимания) и сообщит спортсмену, что в данном элементе упражнения ошибка (проявление осознанности).
  2. Плохое удержание внимания, отвлечение и перебои
    Тренер следит за систематичностью посещения тренировок (управление вниманием на уровне привычки) и за тем что во время тренировки спортсмен занимается, а не бьёт баклуши (управление вниманием на уровне фокуса).
  3. Маленький объём памяти как хранилища данных
    Для эффективного составления плана тренировок нужно владеть соответствующей дисциплиной. Поскольку тренер её изучил, то спортсмену её знать необязательно.

Таким образом я пришёл к выводу, что наставник также может играть роль экзокортекса.