Законы и правила как модели

Читая статью о моделях и картинах мира в курсе "Системное саморазвитие" , я задумался - являются ли законы и правила моделями. Пришёл к выводу, что являются.

Все модели описывают части физического мира. Правила описывают систему - часть физического мира, находящаяся в будущем. Причём это будущее не должно гарантированно наступить. Чертёж самолёта является его моделью, даже если самолёт построен не будет.

Приведу примеры правил из различных сфер, а так же целевых систем, которые они описывают.
- ПДД описывает систему "безопасное дорожное движение"
- 10 христианских заповедей описывают систему "процветающее общество"
- Принципы SOLID описывают систему "качественное программное обеспечение"
- Правила футбола описывают систему "футбольный матч"
- Техника безопасности работы за токарным станком описывает систему "человек, работающий за станком"
- Приказ "Ни шагу назад" описывает систему "армия, которая побеждает"

Хорошие и плохие правила как модели

Чем лучше модель, тем лучше система, которая из неё получается и тем больше вероятность предсказания поведения системы по данной модели. Если правила противоречивы, то люди не смогут полноценно им следовать и будут нарушать одно из противоречащих правил.
Если правила недостаточно понятны, то каждый человек будет трактовать их по-своему. В обоих случаях предсказуемость системы снижается.
Правила могут быть непротиворечивыми и понятными, но всё равно не приводить к желаемому результату. Например, во времена чумы церковь издавала указы об уничтожении кошек, т.к. считала что их дыхание вызывает болезнь. Их целью было "общество, не болеющее чумой", но результат оказался противоположным. Когда уничтожили кошек, расплодились крысы - истинные разносчики эпидемии.

Соответствие правил и системы

Действия над моделью не гарантируют изменения системы. Разработанные для системы правила не гарантируют того, что система будет им следовать. Для того, чтобы система следовала правилам, заинтересованная в этом роль должна предусмотреть в системе механизмы контроля и корректировки их соблюдения. Приведу несколько примеров:
- Само наличие правил дорожного движения не гарантирует их выполнения. Нужно мотивировать водителей, пешеходов и пассажиров их выполнять. Для этого в систему "дорожное движение" добавлена подсистема контроля за выполнением правил и наказания за их нарушения. Эта подсистема включает в себя сотрудников ДПС, посты ГАИ, камеры, лежачих полицейских и т.д.
- Само наличие правил футбола не гарантирует что игроки будут им следовать. Нужно мотивировать игроков им следовать. Для этого в систему "профессиональный футбольный матч" добавлены арбитры и карточки. В дворовом футболе обычно арбитров нет, поэтому игра либо часто идёт не по правилам, либо правила придумываются на ходу ("Чей мяч, того и правила").

Про правила как модели ещё много можно написать, но я освещу это в следующих статьях. А эту я опубликую в текущем виде и возьму с полки пирожок.

Кажется, тут есть небольшая путаница со словом “модель”, либо я что-то неверно понял. Каждая модель описывает часть мира, но не всё что описывает часть мира - модель. Предложение “у этой модели одна нога короче другой” описывает часть мира, но модель ли это?

В целом вы пишете о наборах правил/законов как о способе описания или задания целевой системы.

Хотел бы заметить, что описать ЦС и создать её через набор правил (если у вас уже есть агенты, готовые их выполнять) - это не совсем одно и то же. Описание ЦС - это “мир без чумы”, а соблюдение предписания “давайте жечь кошек” - это работы, которые нужно произвести чтобы эту ЦС достичь (неправильные, как мы уже знаем).

Из этой статьи я сделал вывод, что любое описание части мира является моделью.
Там модель/описание/дисциплина подаются как синонимы.

https://aisystant.system-school.ru/lk/#/course/intro-online-2021/2021-08-15/878

Пункт 2. - согласен. Перечитаю статью, внесу правки.