Как взаимодействовать с наставником, чтобы прийти к цели

Вероятно, в будущем мы сможем лично учиться у великих людей прошлого: ведь искусственный интеллект уже сейчас может генерировать ответы живших ранее людей.

В этой же статье мы поговорим о живых наставниках. Ведь если научиться правильной практике, то вы сможете получить результат от работы с любым наставником: будь то гениальный мыслитель прошлого, наставник онлайн или ИИ, который будет знать о вас даже то, чего вы сами про себя не знаете.

Универсального шаблона наставничества нет. На основе этой статьи вы сможете понять, как устроена эта практика, чтобы запустить свой проект по выбору наставника.

Это вторая статья из серии про наставничество.

Начало серии в статье — Что может и чего не может дать наставник”

Какие формы принимает наставничество

У каждого человека свои задачи, поэтому наставничество — это всегда индивидуальная работа. В прошлые века основной формой наставничества был непосредственный контакт учителя и ученика. При этом наставники часто показывали, что и как нужно делать, а ученик лишь повторял их действия.

Современные технологии позволяют взять в наставники ныне здравствующего Илона Маска или умершего Стива Джобса. Но в любом случае вам придется самостоятельно искать ответы на свои вопросы в той информации, которую предлагают публичные наставники.

Формы наставничества тоже могут быть разными. Речь не только о живой коммуникации или онлайн-встречах. Можно обмениваться текстами, комментариями, репликами. Выбирая наставника, обязательно учтите то, как вы будете общаться.

Мы в ШСМ считаем, что, если живой коммуникацией можно пренебречь (это дает гибкость в расписании), то мышлением письмом и совместным моделированием рабочего проекта в каком-то моделере пренебрегать нельзя ни в коем случае. Поэтому кроме онлайн-встреч, мы практикуем обсуждение в чатах, моделирование в Coda и комментирование постов.

Как правильно “пользоваться” наставником

Осознанный ученик сможет получить результат у любого профессионала только если он хорошо понимает свою цель, а также за счет самоорганизации. Дадим несколько рекомендаций.

  1. Напишите для себя краткий пост о том, почему вам нужен наставник. При этом важно написать, какую проблему вы хотите решить или какую систему создать. Также необходимо понимать, какой метод вы хотите лучше освоить с помощью наставника. Желательно поделиться этим текстом со своим будущим учителем, потому что ему важно учить целеустремленного ученика. Хороший наставник не хочет тратить своё время впустую, он хочет инвестировать его в кого-то способного и стремящегося к чему-то большому. Кстати, опишите в посте также то, как вы хотите поменять мир, потому что для крутого наставника это будет хорошим показателем ваших намерений.  
  2. Проработайте заранее каждый вопрос наставнику. Наши выпускники часто говорят, что “об наставника хорошо думать”, поэтому важно прорабатывать конкретные рабочие варианты. Задавайте меньше общих абстрактных вопросов, тем более, что ответы на подобные вопросы могут еще больше вас запутать. Мы в ШСМ говорим, что “обучим всё, что думает”, поэтому сначала надо думать, а потом спрашивать - так обучение проходит быстрее. Каждый вопрос наставнику нужно продумать заранее, а ещё лучше попробовать самостоятельно на него ответить. В идеальном варианте вы будете обсуждать с наставником ваш ответ на ваш же вопрос.  
  3. Выделите в 3-5 раз больше времени на самостоятельную работу, чем на время работы с наставником. Если вы 2 часа в неделю работаете с наставником, то вам дополнительно нужно запланировать 6-10 часов для проработки результатов обсуждений и подготовки к новой встрече. Если ваш наставник выдвигает подобное требование о количестве вашего инвестированного времени - это хороший показатель его профессионализма. Вы должны осознать, что “вечером - время, утром - знания и только в обед - деньги” (то есть результат наставничества).
  4. Ставьте “шкуру на кон”. Работать с наставником нужно только при наличии реального проекта, за который вы несете ответственность. А еще желательно понять, какую ответственность несет наставник. Поэтому перед началом совместной работы необходимо обсудить этапы наставничества. Нужно сразу договориться о главном и промежуточных результатах, а также о ваших ожиданиях насчет уровня мастерства, который вы получите. Можно привязать результаты к новым видам рабочих продуктов или к решению какой-то практической задачи. Однако не забывайте при этом, что наставник не может гарантировать результат, поэтому это всего лишь ожидания, которые, впрочем, могут поменяться за время наставничества.

Кто может быть наставником?

Хороший наставник не может не делиться опытом, потому что он не просто сам видит как эффективно работает его методика, но и желает помогать стремящимся к знаниям и к изменению мира к лучшему. Именно поэтому нужно выбирать наставника, который увлечен передачей знаний (он не может не делать этого). Вы сами сможете стать хорошим  наставником, когда почувствуете такую же тягу к передаче знаний конкретному человеку.  

Несмотря на желание учить, хороший наставник имеет ограниченное число учеников. Наставничество не должно быть главной профессией, иначе это превращается в инфобизнес. Я, например, одновременно беру не более 3 учеников, причем не все они мне за это платят. У хорошего наставника есть основная профессия, поэтому наставничество не является важной статьей его дохода. Становиться наставником нужно не из-за денег.

Мы в ШСМ считаем, что все успешные выпускники нашей школы становятся деятелями, которые меняют мир к лучшему за счет создания успешных систем. Наша позиция такова, что деятель должен быть  профессионалом, работающим в какой-то прикладной области на фронтире: директором по развитию, инженером, предпринимателем, амбассадором и публичной личностью.

Мы также считаем, что деятель — это обязательно преподаватель и наставник, который не может не обучать тому, что знает сам. Поэтому мы ориентируем всех наших выпускников на то, что в процессе их бесконечного развития они когда-нибудь и сами станут наставниками.

Сначала вы учитесь, а потом сами становитесь наставниками для кого-то.      

Что ещё может дать наставник с точки зрения системного мышления?

Наставники (менторы) ШСМ помогают ученикам смотреть на свои реальные проекты намного шире, чем они могли даже себе представить. Ведь часто ученики разбираются только с видимыми проблемами, но не учитывают другие системные уровни, цепочки создания и области интересов.

Наставник буквально обращает ваше внимание на определенные понятия, идеи и смыслы, рабочие продукты и системы. При этом он показывает, как они связаны между собой, объясняет подводные камни. Поэтому мы рекомендуем следить и записывать объекты внимания, которые получили от ментора. Это важный результат наставничества.

При составлении программы менторства мы учитываем развитие, как минимум, двух систем — мастерства ученика и целевой системы рабочего проекта. Знакомые с системным подходом понимают, что потом придется еще работать и со многими другими системами. Отличие нашего подхода состоит в том, что мы обращаем внимание ученика на проект организации наставничества. Ученик должен самостоятельно, до начала работы с наставником, инициировать, запустить, а потом вместе с наставником реализовать проект.

Данный лонгрид выходит за рамки жизненного цикла наставничества, чтобы помочь ученику осознанно подготовиться к данному проекту.

Мы считаем, что наставник должен нести ответственность за результаты своей работы, поэтому ШСМ без проблем возвращает оплату по требованию ученика. Мы также готовы подписать договор о нераспространении информации о профессиональной деятельности ученика, которую мы получаем.

Обычный порядок наставничества включает в себя еженедельные встречи, асинхронное обсуждение в чатах в течение недели, выполнение и проверку ДЗ.      

С чего начать

Если вы дочитали до этого места, то, наверняка, поняли, сколько параметров необходимо учесть, чтобы выбрать наставника и организовать этот процесс. По сути, это реальный рабочий проект со своей целевой системой.

Начать можно с размышления письмом — написать краткий пост о том, почему вам нужен наставник, и включить туда цели и задачи. После этого составьте важные характеристики наставника, определите формы обучения и другие параметры из данной статьи, включая ресурсы (время и деньги). Кроме того, сформулируйте главные содержательные вопросы.

Тех, кто готов задавать правильные вопросы (и прошел хотя бы подготовительные курсы) приглашаем на менторство в ШСМ. Но более эффективно менторство будет для тех, кто прошел курсы по системному мышлению и онтологике. Остальным лучше начать с наших курсов с участием преподавателя.