Системное саморазвитие. Заключительный пост

/Итоговый пост по курсу “Системное саморазвитие”

В этом посте мне бы хотелось поделиться итогами, а также сложностями во время прохождения курса.

Таким было моё первое сообщение в чате поддержки курса о своих целях:

На курс пришла, чтобы получить инструменты для эффективного выполнения своей работы и гармоничного баланса науки с другими сферами жизни.

Мои запросы и боли

  1. После защиты кандидатской диссертации 2019 году я решила продолжать работать в науке. На тот момент мне было совершенно непонятно, какую пользу человек с моей квалификацией и компетенциями может приносить миру
  2. Выгорание и усталость сопровождали меня в конце подготовки диссертации к защите и несмотря на предпринятые попытки с этой проблемой справиться, курс “Системное саморазвитие” мне был нужен и для улучшения качества моей жизни тоже
  3. Если я задумываю себя, как будущего руководителя исследовательского проекта, мне необходимо подтвердить свою компетенцию публикациями с высоким рейтингом - сейчас мои научные публикации ниже по качеству и количеству, чем мне бы хотелось и чем это необходимо для участия в конкуренции
  4. У меня отсутствовало представление, как я могу спланировать исследовательский проект, начиная от объёма и новизны задачи до финансовой стороны вопроса

Ниже привожу цитату А. Энштейна, которая повлияла на моё представление о деятельности учёного. Не могу сказать, что я ей следовала буквально, однако мне потребовалось время, чтобы прийти к пониманию, что я могу ещё эффективнее упорядочить свою исследовательскую деятельность.

Только дурак нуждается в порядке — гений господствует над хаосом

А. Энштейн

Спойлер - нет!

Стоит начать с того, что у меня не было уверенности, что курс мне поможет наладить мою профессиональную деятельность. В моей голове существовало представление (и видимо поддерживалось частью моего окружения), что наука - очень сложная штука и не поддаётся оценке или измерению и от рамок только теряет в качестве. Эта точка зрения была очень болотисто-тёплой до того момента, пока я не задумалась о перспективе стать руководителем собственного проекта с планом, требованием обнародовать результаты и подчиненными. Как только мысль о руководстве проектами (пусть не сейчас, но в довольно близком будущем) пришла мне в голову, уровень моей тревожности взлетел до небес. Потребовалось время, чтобы со стыдом принять и признать, что я не знаю, как посчитать деньги на выполнение научного проекта, как оценить потенциальную успешность и требуемое время на выполнение, как учесть риски, как мне предусмотреть, если всё пойдёт не по плану (из недавних примеров мы имеем ковидный 2020 и нынешний 2022), и пр. и пр.

Я записалась на программу “Бесконечное развитие” с пониманием, что я не могу обеспечить 10-15 часов в неделю на прохождение курса. Я признала, что буду двигаться по курсу медленнее, однако буду получать пользу от курса в своём темпе. Сейчас я благодарна себе за это решение.

? Две индульгенции себе

1. Если я практикую мышление письмом, регулярно читаю и завожу помодорки, то я готова себе простить отсутствие прогресса по курсу

2. В приоритете чтение литературы, которая меня интересует, а не из списка литературы курса :)

Прохождение курса заняло у меня 10 месяцев: я начала в первых числах февраля и закончила в начале декабря.

Немного статистики:

  • 13 постов по курсу
  • ~50 часов на чтение глав учебника и подготовку постов (по мере прохождения курса время, требуемое на пост, стало сокращаться)
  • 20 книг прочитано в 2022 году на начало декабря (и это не конец!)
  • ~25 ч/мес - моя личная планка времени на самообразование

Книги, прочитанные за время курса

  • Джонатан Эйг “Рождение таблетки. Рождение таблетки. Как четверо энтузиастов переоткрыли секс и совершили революцию”
  • Michael Graziano. Consciousness, and the social brain
  • Judea Pearl, Dana McKenzie. The book of why
  • ННО. Теория и практика
  • Ирвин Ялом, Джинни Элкин. Хроники исцеления

В процессе прохождения курса я внедрила практику Помодорро в своё обучение и работу. Благодаря ей я смогла оценить количество времени, необходимое мне для написания отчёта по проекту. Также я определила свою планку на обучение как 25 ч/мес благодаря Помодорро.

Для меня было важно ещё раз встретить напоминание о важности физической активности и мне удалось вернуть концентрацию и увеличить продуктивность благодаря бегу, танцам и езде на велосипеде. Кроме того, ранее из-за выгорания я стала избегать состояния потока, потому что считала его источником истощения. Идеи из учебника “Системное саморазвитие” по исследованиям М. Чиксентмихайи натолкнули меня на мысль, что проблема не в состоянии потока, а в моём неумении выходить из роли.

Глава об эмоциональном соответствии далась мне непросто и привела к неприятным для меня осознаниям, однако мне понравился момент, что свои переживания можно конвертировать в действия по улучшению среды своего обитания и я стала вести свой список неудовлетворенностей. А ближе к концу курса выяснилось, что я могу быстрее принимать изменения во внешнем мире и меньше терять в продуктивности.

Мне очень понравилось оперировать ролями и интересами при создании одного из продуктов в нашем проекте, а также выделить целевую систему в моём нынешнем проекте. Эта практика мне показала отличие продукта от целевой системы, а также подтолкнула меня к понимаю, какая польза может быть для мира от моей деятельности, как исследователя.

Я рада, что благодаря курсу смогла посмотреть на свою деятельность с точки зрения предпринимателя и менеджера, а также рассмотреть замысливание научно-исследовательского проекта с точки зрения “шкуры на кону”, моих рисков, как руководителя такого проекта, и об открытии окна возможностей.

Рассмотрение моей научной деятельности с этической точки зрения не является для меня новой практикой, однако на момент написания поста я довольно “вяло” учла интересы налогоплательщиков. Совсем недавние мои разговоры на работе показали, что люди могут иметь свою активную гражданскую позицию по вопросу биомедицинских исследований и лишь моего намерения помочь какой-то группе людей будет недостаточно, чтобы их переубедить. Решение подобных вопросов, пиар своей деятельности и образование будут моими точками роста на этом поле.

Эффекты курса

  1. Понимание и практическое подтверждение, что можно “тупо” делать (практика + роль + таймер помодорро). Если сегодня состояние потока не завезли - не беда, я всё равно двигаюсь к цели. Здесь пригодились Помодорро, чеклисты и декомпозиция сложных задач.
  2. На работе у меня возникла ситуация, когда два интересующих меня курса шли параллельно, я договорилась с коллегами и смогла организовать своё расписание, чтобы выделить время на обучение без ущерба текущим задачам.
  3. В начале марта 2022 подходил дэдлайн моего отчёта по гранту и одновременно это было время тяжёлых эмоциональных переживаний для меня. Я заводила себе таймер Помодорро и двигалась по частям структуры отчёта. Я рада тому факту, что я успела получить обратную связь по отчёту от моих научных руководителей и учесть их правки перед сдачей. За пару дней до окончания отчёта я представляла, сколько времени мне понадобится для завершения и эта оценка оказалась точной (+/- 0.5 помидорки). В итоге я сдала отчёт, когда запланировала, и у меня остался один день в запасе, если бы я столкнулась к неожиданными проблемами (напр., болезнь, сбои в работе серверов на работе или у принимающей стороны, несохранённые изменения и т.п.). Теперь я могу оценивать точнее, сколько времени мне потребуется для написания научной статьи.
  4. В рабочем проекте я вижу роли и интересы и могу осознанно их учитывать или не учитывать
  5. Мне удалось выделить целевую систему в своём проекте и роли по поводу неё
  6. Уловила разницу между целевой системой и продуктом деятельности. Я как учёный могу иметь продуктом своей деятельности публикации в научных рецензируемых журналах, однако моя целевая система относится к биологическому миру.
  7. Веду списки неудовлетворенностей и интересов - так я смогла спланировать свой отпуск и зафиксировала идеи для следующего. И для этой практики было плюсом, что я проходила курс дольше заявленного.
  8. Меньше социальных сетей в моей жизни: FB и ВК остались почти полностью в качестве 1-2-1 чатов, о ленте почти забыла. Больше книг в моей жизни - 20 книг я прочла на начало декабря. Это больше, чем за любой год до этого.
  9. Перестала решать любую задачу, как новую. Научный подход предполагает встречу с новым, однако большинство проблем в человеческой деятельности кто-то уже встречал. После курса я стала задаваться вопросом о существующих практиках, примененных до меня в похожих случаях вместо изобретения велосипеда. Это существенно сократило количество умственной энергии, которая мне необходима для решения возникающих вопросов.
  10. Учёт потребности в движении - физическая активность (бег, танцы, велосипед)
  11. Поймала себя на том, что иногда видео раздражают, потому что то же самое текстомможно передать быстрее. С текстом больше контроля, насколько я удерживаю фокус внимания на материале. В видео нет возможности это проверить - при пересмотре видео обнаруживала, что некоторые куски я не помню, то есть внимание было потеряно в процессе, и неоткуда взять обратную связь, что это произошло. В книге легко можно вернуться к месту, где я могла следовать за мыслью автора. Есть впечатление, что потребление информации в виде текста позволяет поглотить больше информации (картин мира, фактов, мнений и т.п.) с меньшим возбуждением нервной системы - то есть после поглощения определенного объёма информации мне понадобится меньше времени на отдых, меньше еды на восполнение энергии и меньше других ресурсов - я делаюсь более устойчива, как деятель в фазе сбора информации.

Что там запросы и боли?

  1. Благодаря выделению целевой системы в моём нынешнем проекте и прописыванию интересов, мне стало понятнее, какую пользу приносит человечеству мой нынешний проект и как я могу планировать свои будущие проекты с учётом приносимой пользы. Глава про этику показала мне, что с интересами разных людей и представлением о пользе всё может быть не так просто, - это хороший повод изучить этику более подробно и уберечь себя от ошибок в будущем
  2. Глава о состоянии потока и уровнях мастерства заставила меня переосмыслить мой опыт выгорания. Раньше я опиралась на представление, что “настоящий” специалист может забыть обо всём на свете во время профессиональной деятельности. Мой опыт в науке и танцах показывает, что такой подход в долгосрочной перспективе вредит здоровью. Я нашла подспорье в виде таймера Помодорро, который помогает зарезервировать время на состояние потока и сообщить о прошедших 25 минутах за практикой.
  3. Я смогла написать отчёт по проекту, учитывая время с помощью таймера Помодорро. Теперь у меня больше понимания, научный текст какого качества и за какое время я могу создать.
  4. Что касается задумывания своего проекта, то курс не развеял моё непонимание полностью, однако теперь я лучше понимаю, с каких точек зрения я могу рассмотреть свой потенциальный проект (инженерная, предпринимательская, менеджерская) и с кем я могу поговорить, чтобы задать волнующие меня вопросы. Также стало понятно, что курсы по стратегированию, менеджменту, предпринимательству, этике и коммуникации - не что-то, что было бы полезно для меня, а must have (не говоря о системном мышлении).

? Этот год был одним из самых непростых в моей жизни по объёму сложных переживаний и временами у меня складывалось впечатление, что я топчусь на месте или даже деградирую, однако прогресс по курсу, благодаря курсу и за пределами его меня очень удивил

Что дальше?

Курсы ШСМ

  • Курс Прапион Медведевой ”Онтологика и коммуникация”
  • Курс Анатолия Левенчука “Практическое системное мышление”

Книги в процессе чтения или в плане

  • А. Левенчук “Образование для образованных”
  • Michael Gazzaniga “Who is in charge?”
  • Хесус Уэрта де Сото “Австрийская экономическая школа”
  • Элиезер Юдковский “Гарри Поттер и методы рационального мышления”

Благодарности

Я благодарю Церена и Анну за учебник "Системное саморазвитие" и комментарии к моим постам в блоге ШСМ, а также всех однокурсников за обсуждения в чате и комментарии к моим записям

1 лайк

Любовь, с удовольствием наблюдал ваше прохождение курса, и я очень рад, что охотно и откровенно делились своими проблемами и достижениями. Спасибо вам за обратную связью. Я вам многое сказал на защите, но хотел еще обратить внимание на это: “ЕСЛИ Я ПРАКТИКУЮ МЫШЛЕНИЕ ПИСЬМОМ, РЕГУЛЯРНО ЧИТАЮ И ЗАВОЖУ ПОМОДОРКИ, ТО Я ГОТОВА СЕБЕ ПРОСТИТЬ ОТСУТСТВИЕ ПРОГРЕССА ПО КУРСУ”. Я считают это одно из важных практик мотивации в сложной деятельности, которое показывает как “количество переходит в качество”. При сложном обучении или в сложном проекте результаты слишком отдалены по времени, по сравнению с обычными проектами, где ожидания понятны.
Я про этот момент постоянно рассказываю, но редко встречаю студентов, которые упоминают об этом как о важной практике.
Уверен, что дальше все пойдет быстрее, и ваши желания еще обалдеют от ваших возможностей).

Церен, спасибо за ваш комментарий и поддержку! Что ж, буду расти дальше!

Поздравляю вас с Новым годом! :slight_smile: