О философии жизни и об употреблении времени

Вторая глава курса "Системное саморазвитие" не вызвала у меня каких-то новых мыслей, кроме согласия с материалом и решимости на некоторые действия. Разве что одна непричесанная мысль, которой и поделюсь.

В этом курсе дается не только какой-то относительно конвенциональный материал, термины и модели, но предлагается философия жизни: взгляд на смысл жизни, на важное по жизни, на способ проживания жизни. Как, наверное, всякая философия жизни, штука это ненаучная, в том смысле что к ней не применимы, допустим, критерии Поппера (впрочем они много к чему даже научному неприменимы). Мы конечно верим авторам и ориентируемся на них, как на ролевые модели, а иначе стали бы тратить время на курс? Но коль скоро эта часть курса ненаучная, то все же вправе задать вопрос: а есть ли глубинные основания у этой философии или это просто частная картина мира небольшой группы единомышленников?

Мое осторожное наблюдение состоит в том, что философия ШСМ на самом деле здорово перекликается с древней, хорошо известной и долгоживущей философией стоицизма. Например, стоики считали, что жить нужно в согласии с Природой. Тут современному человеку могут прийти на ум хиппи и экоактивисты, но нет, стоики считали что Природа/Зевс/Логос отличила человека от животных наделив его разумом и сложной социальной структурой. А значит жить нужно с опорой на разум (в противовес животным инстинктам) и использовать разум для улучшения полиса. Кто из ШСМ под этим бы не подписался?

При всем при том, что мы тут ориентируемся на SOTA, ссылки на древние тексты вторящие SOTA придают современной картине мира глубину. Хотя и расстраивают тоже: если люди думали две тысячи лет назад примерно то же, что сейчас есть SOTA, то что ж такое застопорилось, что такого рода поучения все еще актуальны? ;) И еще добавляют эстетическое измерение, зачастую это же просто красиво.

Как минимум, я вижу параллели со стоицизмом во взгляде на смысл жизни, способ жизни, некоторые практики личного мастерства, и даже концепция ролей которые мы регулярно меняем восходит к Эпиктету (2-й век нашей эры). Было бы интересно расписать все когда-нибудь в отдельном большом посте, но для такого поста нужно бы подсобрать цитаты.

Пока же в подтверждение наблюдения позволю себе большую цитату: полный текст письма стоика Сенеки своему другу Луцилию. Это первый век нашей эры, а как дополняет 2-ю главу курса! Про смерть выделил я, красивая метафора. И еще мне нравится как самокритичность автора очеловечивает моральные поучения.


Сене­ка при­вет­ст­ву­ет Луци­лия!

1. Так и посту­пай, мой Луци­лий! Отво­юй себя для себя само­го, бере­ги и копи вре­мя, кото­рое преж­де у тебя отни­ма­ли или кра­ли, кото­рое зря про­хо­ди­ло. Сам убедись в том, что я пишу прав­ду: часть вре­ме­ни у нас отби­ра­ют силой, часть похи­ща­ют, часть уте­ка­ет впу­стую. Но позор­нее всех поте­ря по нашей соб­ст­вен­ной небреж­но­сти. Вглядись-ка при­сталь­ней: ведь наи­боль­шую часть жиз­ни тра­тим мы на дур­ные дела, нема­лую — на без­де­лье, и всю жизнь — не на те дела что нужно.

2. Ука­жешь ли ты мне тако­го, кто ценил бы вре­мя, кто знал бы, чего сто­ит день, кто пони­мал бы, что уми­ра­ет с каж­дым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впе­ре­ди; а бо́льшая часть ее у нас за пле­ча­ми, — ведь сколь­ко лет жиз­ни мину­ло, все при­над­ле­жат смер­ти. Посту­пай же так, мой Луци­лий, как ты мне пишешь: не упус­кай ни часу. Удер­жишь в руках сего­дняш­ний день — мень­ше будешь зави­сеть от зав­траш­не­го. Не то, пока будешь откла­ды­вать, вся жизнь и про­мчит­ся.

3. Все у нас, Луци­лий, чужое, одно лишь вре­мя наше. Толь­ко вре­мя, усколь­заю­щее и теку­чее, дала нам во вла­де­нье при­ро­да, но и его кто хочет, тот и отни­ма­ет. Смерт­ные же глу­пы: полу­чив что-нибудь ничтож­ное, деше­вое и навер­ня­ка лег­ко воз­ме­сти­мое, они поз­во­ля­ют предъ­яв­лять себе счет; а вот те, кому уде­ли­ли вре­мя, не счи­та­ют себя долж­ни­ка­ми, хотя един­ст­вен­но вре­ме­ни и не воз­вра­тит даже знаю­щий бла­го­дар­ность.

4. Быть может, ты спро­сишь, как посту­паю я, если смею тебя поучать? При­зна­юсь чисто­сер­деч­но: как рас­то­чи­тель, тща­тель­ный в под­сче­тах, я знаю, сколь­ко рас­тра­тил. Не могу ска­зать, что не теряю ниче­го, но сколь­ко теряю, и поче­му, и как, ска­жу и назо­ву при­чи­ны моей бед­но­сти. Дело со мною обсто­ит так же, как с боль­шин­ст­вом тех, кто не через соб­ст­вен­ный порок дошел до нище­ты; все меня про­ща­ют, никто не помо­га­ет.

5. Ну так что ж? По-мое­му, не беден тот, кому доволь­но и само­го мало­го остат­ка. Но ты уж луч­ше бере­ги свое досто­я­ние сей­час: ведь начать самое вре­мя! Как счи­та­ли наши пред­ки, позд­но быть береж­ли­вым, когда оста­лось на доныш­ке. Да к тому же оста­ет­ся там не толь­ко мало, но и самое сквер­ное. Будь здо­ров.

Добрый день
Соглашусь с вами, увидел много параллелей с Стоицизмом. К похожим смыслам и ценностям часто приходят люди с действующим началом разума.
Ценность времени прочувствовать глубоко требует глубокой работы.
Про не научность сложно сказать однозначно, скорее серая зона, в которой сложно вывести точные критерии не научности.

что ж такое застопорилось, что такого рода поучения все еще актуальны?
Эволюция застопорилась. Человек как был существом больше животным, чем разумным, так им и остаётся..