Интересное

Первые две главы курса системного менеджмента уже доступны для изучения (а старый видеокурс уволен в архив). Обновлённый курс важен:
-- меняет содержимое старого видеокурса не только по форме (теперь это текст и можно его регулярно улучшать, видео можно было только перезаписывать целиком), но и по содержанию: это SoTA менеджмента, прошло ведь уже два года с момента выпуска предыдущего курса. Основная задача курса прежняя: дать менеджерский кругозор инженерам, которые перерастают работу в чисто инженерных ролях. По факту мы готовим директоров по развитию. А ещё этот курс важен для архитекторов (ибо в силу обратного манёвра Конвея им приходится думать и об организационных вопросах), впрочем и для остальных инженерных позиций тоже оказывается важным понимание того, как устроена организация. Работаем-то не в одиночку, а командами и командами команд -- надо понимать, как именно это всё организовывать.
-- пример конкретизации нормативной организации деятельности (описана в "Системной инженерии") для прикладной системной области: менеджмента как инженерии организации (а с учётом идеи internal team/ролевого мастерства, так и инженерии личности -- сохраняем безмасштабность в мышлении и практиках по максимуму). И если занимаешься чем-то непонятным, то это пример, как переформулировать это непонятное в более-менее понятное (так же, как "непонятный менеджмент" переформулируется в понятный "системный менеджмент" при помощи мета-мета-модели из "Системной инженерии").
-- в новом курсе больше упражнений по системному моделированию, поэтому КПД в части обучения ожидаю больше. Непоправимая польза проекту будет нанесена уже в ходе обучения, а не после обучения.

Если кто не заметил, то курс "Собранность" уже опубликован полностью и доступен в составе подписки "Бесконечное развитие", https://system-school.ru/open-endedness (это означает, что на сегодня к нему доступ получили 690 человек -- это те, у кого сейчас есть эта подписка). Загляните в Aisystant в список курсов, он там есть уже целиком. Пока нет отдельной страницы этого курса на нашем сайте, но это скоро поправим.

На методсовете начали обсуждать программу работ на 2023 год (это всё намётки):
-- мы уверенно продвинулись с культуртрегерством и методологией (более-менее понятно, чему учить), теперь надо заняться методикой: учить быстрее и лучше. Увы, всё упирается в проблему недостатка времени на занятия: и мы сами недооцениваем потребное время, и мотивированности студентов на обучение нет. Главный фактор -- "число часов налёта". Примером тут служит математика, где легенда об "особых способностях" некоторых и туповатости остальных. Эксперименты показывают, что способны примерно все одинаково, разница только в уделяемом математике времени, вот только очередной текст об этом -- https://news.yahoo.com/former-math-teacher-explains-why-122744193.html. Для наших курсов всё то же самое. Скажем, вы "прочли учебник менеджмента", по 10 минут на книжную страницу (заведомо много, ибо "я ж читаю-думаю!"), потратили на текущие 100 страниц пререлиза 17 часов. Или вы "прочли учебник менеджмента, выполнили задачи на моделирование вашей организации", потратили 60 часов. Результаты же обучения будут разительно отличаться для этих двух случаев. Вот наша задача на 2023 год понять, как организовать честное обучение, а не "прохождение предметов мимо".
-- в части методологии заткнуть видимые дыры: меметика и агенты уровня выше организации (сообщества, общества) -- и тут не факт, что удастся выйти на прикладной курс по продвижению, но хотя бы думать в этом направлении, рациональность https://ailev.livejournal.com/1619025.html, а также физика-математика по линии, намеченной в системной онтологии (вот тут это намечено подробней -- https://ailev.livejournal.com/1619346.html, затем https://ailev.livejournal.com/1619901.html и окончательная докрутка в https://ailev.livejournal.com/1621997.html, потом приведение конструктивистской математики до статуса foundational ontology в https://ailev.livejournal.com/1656653.html), этика и эстетика.
-- полноценный (хотя и обзорный, мы не профи по данной дисциплине будем готовить, с проф.курсами потом разбираться будем) курс инженерии личности вместо психотерапий, хороший текст на эту тему написал Церен https://blog.system-school.ru/2022/11/02/kak-sozdavat-sebya-ili-pochemu-psihologiya-ne-pomogaet/. Я на методсовете сказал на эту тему прочувствованную речь, может быть её опубликуют. Основная мысль: люди должны уметь подхакивать себя под новую деятельность (осваивать новые роли, development), сохранять evolvability (учиться -- это ж аналог technical debt, и там architecture с поддержанием соответствующих характеристик, в том числе пошучу -- agility в буквальном телесном смысле слова, то есть с возрастом сохранять возможность быть настолько гибким, чтобы завязать себе шнурки самостоятельно), а ещё нужно иметь internal development platform, то есть развернуть себе инфраструктуру развития, это DevOps/SRE/platform engineer. И дальше там internal team/ролевое мастерство, и надо в том числе научиться координировать свою работу в разных ролях (организовывать себя), обеспечивать лидерство себя, любимого, заниматься менеджментом себя (сколько и над чем работать, сколько кушать-спать) и т.д. То есть и системная инженерия, и менеджмент, но в приложении к себе. И это создание и развитие себя, а не терапия-психология. Мы не приводим себя к норме, мы наоборот -- уходим от "нормы" (у "нормального" в жизни никаких конкурентных преимуществ, надо уметь отличаться!), а ещё жизнь меняется, и норма меняется, и надо не закоснеть в каких-то представлениях о нормальности и любые отклонения или ощущения неудобства "лечить".
-- полноценный (но тоже обзорный) курс робототехники как системной инженерии киберфизических устройств. Там и механика, и AI и много чего другого нужно будет затрагивать. Я какой-то заход на тему делал в 2020 году, но с тех пор очень многое поменялось -- https://ailev.livejournal.com/1532460.html. Вот надо напрячься, и сделать. При этом пока на курс software engineering не замахиваемся, этому учат чуть более чем все, так что там пока без нас обойдутся. А вот робототехника -- это embodied/active cognition, это contstuctors/создатели и это "классическая системная инженерия", это надо.
-- мне самому надо актуализировать оставшиеся свои курсы (ОдО, ПСМ, Методология, МОО), ибо дописать в 2022 году я, пожалуй, успею только "Системный менеджмент". На это уйдёт ой-ой сколько времени.

Закончил основную работу по формулированию SoTA онтологии системы: русскоязычный текст https://ailev.livejournal.com/1656653.html, гуглоперевод на английский с минимальными моими коррекциями терминологии https://ailev.livejournal.com/1657040.html и отсылка на ontolog-forum (собственно, это всё по просьбам тамошних коллег и было сделано) https://groups.google.com/g/ontolog-forum/c/tyYKUm33iq8/m/IC_1_gAFAwAJ. В значительной мере этот материал уже отражён во всех наших курсах в ШСМ, про многое я уже писал в блоге, но кое-что там есть новое (линия рассуждений Fine про системы абстрактных объектов и членство во множествах как конструкты целого из частей, также я давно не вспоминал работы Baez, ибо он понятие "система" начал трогать только в презентациях 2021, до этого просто говорил о процессах и сетях -- и тут же стало понятно, о чём это всё. Ну, и я докрутил это всё с теорией категорий через выход к конструктивизму как общему тренду). Теперь у нас железобетонное онтологическое основание, его можно предъявлять любым критикам. В списке литературы намеренно я не поставил свои работы. Моя работа -- гармонизация (ontology merge через analogical reasoning) всех этих онтологических идей в одну более-менее связную онтологию. И в организационном плане -- поддержание личных контактов хотя бы с некоторыми тамошними авторами.

Опубликована запись аудио с методсовета, где было настоящее рубилово по поводу "а чо такова?" -- https://www.youtube.com/watch?v=AeQVqkvE4kE. Я потом опубликовал по итогам текст: https://ailev.livejournal.com/1654601.html. И дальше было ещё много разных встреч, разговоров, текстов и действий. Курс "Онтологика и коммуникация" был этим сюжетом хорошо так зацеплен. И будем продолжать думать. Как объяснить логичность использования логики человеком, который с логикой не знаком, поэтому аргументацию не принимает?! Задачка, да. Ход тут, как всегда -- на нейросетку, особенности биологической конструкции, хак интерфейса к мозгу. Идея пока в том, чтобы на самых разных курсах демонстрировать примеры: "вот нарушение логики, а вот мы его замечаем, говорим, что нехорошо, и исправляем". И потом таки это воспитывается внутри человека так, как мы не любим, "исподволь" -- под действием примеров и биологически встроенного конформизма. А потом это уже работает как-то, и можно объяснять всё в явном виде, ибо в мозгах студента будет уже не логический нуль.

В свет вышел ещё один нейрохудожник, от Гугля -- https://www.theverge.com/2022/11/2/23434361/google-text-to-image-ai-model-imagen-test-kitchen-app. Мне это всё напоминает "счастье всем, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным" -- там главный вопрос был "что попросить-то?!". В prompt engineering для всех этих нейрохудожников вдруг тот же вопрос: можно всё, но что попросить то? Вопрос актуального искусства безо всей этой части реальной работы по маханию кисточками и карандашами. Чистое искусство правильного вопрошания к всемогущему духу художественной культуры (ага, foundation model с бесконечной насмотренностью на миллионы произведений, такое только духам и можно себе позволить. И ещё всё это впитать и стать воплощением художественной культуры как таковой). А следующий шаг -- нейроинженер, а не нейрохудожник, уже не искусство, а сама жизнь в её полноте. Что попросить-то у духа человеческой цивилизации?!

Решил сходить на фестиваль modern swing -- Moscow Westie Fest 2022: GALA edition, https://vk.com/westiefest. Хочу поглядеть, как это всё выглядит изнутри тусовки. Танец очень интересный, и музыка там приятная (характеризуется как "мы танцуем под любую хорошую современную музыку" -- и таки да, стараются соответствовать и в разнообразии, и в "хорошести", и в современности). Умею ли я сам танцевать этот модерн свинг (в девичестве WCS)? Нет, не умею. Но танцую! Мне ж там не на конкурсах выигрывать. Хотя мне близко мнение, что "лучший танец на вечеринке и лучший танец на конкурсе -- это один и тот же танец". Но мне поздновато в топ-танцорах быть, так что у меня будет не "лучшие танцы", а просто танцы -- в конкурсе там участвовать не буду. Вот тут я в сентябре на фото как раз в момент разбирательства с modern swing на фестивале "Морской Q-fest" под Анапой.