Азбука системы и два примера

Понятия

Целевая система – то, что решает проблемы конечного потребителя /
удовлетворяет потребности надсистемы.

Надсистема – система, в которую физически входит целевая система.
Из надсистемы приходит запрос на создание целевой системы.
Например, надсистема: накормленные люди, система: пекарня / кафе / узбечка.

Подсистема – части целевой системы.
То есть целевая система – это подсистема для надсистемы.

Под- и надсистемы отражают классическое свойство вложенности. Освежим его
в памяти: внутри системы есть другие системы, причём они могут находиться на одном уровне; а рассматриваемая нами система сама является частью другой системы – надсистемы.

Система: тумбочка.
Надсистема: комната
Подсистемы: ящик 1, ящик 2, корпус.

Системы в окружении – системы, находящиеся вокруг целевой системы. Например, целевая система «доставленные роллы», а её системы в окружении:
палочки, соевый соус, васаби и имбирь.

Зная, какие системы окружают нашу целевую систему, мы можем сами стать производителями этих систем, повысив свою привлекательность в глазах наших клиентов – как в примере с доставкой роллов.

Системы создания – проекты, то есть системы, которые участвуют в задумывании, проектировании, создании, ремонте, эксплуатации и ликвидации целевой системы.

Наша система – это та система, которую мы создаём для обеспечения существования целевой системы.
Это означает, что для создания целевой системы придётся создать много других систем.
Так, работая над видеоигрой, художник по окружению не может сказать, что его целевая система – созданное окружение в 3D пространстве. Это 3D окружение он назовёт наша система. А его целевая система – готовая видеоигра. Точно такая же целевая система будет и у маркетолога этой студии-разработчика видеоигр, и уборщика, и у повара в студийной столовой – все трудятся ради созданной видеоигры, а ещё у каждого своя наша система: убранное помещение, приготовленные вовремя блюда.

Примеры

Пример 1

У меня болит колено, я раздражаюсь из-за боли при ходьбе и ещё хочу покататься на сноуборде этой зимой. Тогда я рассматриваю такие системы:

Целевая система: ходьба без боли / бесперебойное движение.

Надсистема:

(нижний уровень является одной из частей верхнего уровня)
уровень 3: личность / весь человек, с учётом сознания и его желаний
уровень 2: тело
уровень 1: опорно-двигательный аппарат.

Рассматриваем именно «уровень 3: личность». Потребности этого уровня: у надсистемы «личность» есть предпочтение «не раздражаться из-за боли, когда иду в магазин»,
а ещё «покататься на сноуборде этой зимой». Вот из этих потребностей мы пришли
к целевой системе «бесперебойное движение / движение без боли», ведь именно оно удовлетворяет обоим критериям потребностей.

Подсистема: воспалившаяся связка или мышца или что там воспалилось.
Здесь мы рассматриваем источник боли – травмированный участок колена, – который надо исправить, чтобы создать целевую систему. То есть в данном случае нас интересует не весь состав колена – мышцы, связки, сухожилия, кости, молекулы, – а только травмированные составляющие колена, которые надо исправить.

Системы в окружении: другие части тела или прочие системы организма (сердечно-сосудистая, иммунная), а так же протезы, которые могут повлиять на лечение.
Например, из-за металлических имплантов нельзя проходить процедуру физиолечения «магнит».

Системы создания: пройденный курс лечения, а именно уколы и таблетки, физиотерапия (ультразвук, магнит).

Наша система:

(она определяется тем, от чьего лица рассматриваем «нашесть» системы):

  • Если колено болит у меня и нашу систему ищем у меня, то моя система совпадает с целевой системой.
  • Если же колено болит у меня, а речь о физиотерапевте, то его системой будут проведённые процедуры физиолечения и выданные рекомендации. При этом целевой системой физиотерапевта тоже будет здоровое колено.

Пример 2

Целевая система: накормленная семья

Надсистемы:

  • функционирующее домохозяйство
  • готовые к деятельности деятели
    В этом случае целевая система «накормленность» является лишь одной из систем создания, а другими целевыми системами будут «обученность необходимым для роли “деятель” знаниям и навыкам», «достаточное для деятельности здоровье».

Подсистемы: члены семьи (супруги, дети)

Системы создания (ур.1 создаёт целевую систему, ур.2 создаёт ур.1 и т.д.):

ур. 1: Процесс употребления пищи
ур. 2: Создание пищи (роль: повар)
ур. 3: Работа с урожаем (садить, ухаживать, собирать)

Системы в окружении: соседи, коты (ворующие часть ужина, это надо учитывать), мебель, техника, одежда.

Наша система: её определяем исходя из того, какую роль мы занимаем.
Так, если мы – повар или член указанной в ЦС семьи, то наша система совпадает
с целевой системой: накормленная семья.
Если же мы – сторонний фермер и мы продали этой семье продукты, то для нас целевой системой тоже является «накормленная семья» (в данном случае это чья-то чужая семья),
а вот нашей системой для нас будет «проданная еда».

Note

? Три основные системы сочетаются с тремя универсальными ролями:

  • Предприниматель: надсистема, область клиента, внешнее окружение бизнеса. Например, обрадованный именинник.
  • Инженер: целевая система, область продукта, производимой системы.
    Торт, неожиданно вынесенный сотрудниками кафе как подарок от друзей.
  • Менеджер: системы создания, область предприятия, проекта.
    - употреблённый именинником торт
    - поданный торт
    - испечённый торт
    - поставленные ингредиенты.

Игорь, отлично что получилось рассмотреть и описать примеры различных систем. Результаты системного мышления видны хорошо, но есть несколько замечаний.

Пекарня является системой создания накормленных людей. Отношения состава между ними нет, необходимого для выделения надсистемы-системы между ними нет.

Для людей работающих над созданием компьютерной игры целевой системой будет игровая сессия, которая меняет состояние мозга игрока. Наши системы будут отличаться для различных специалистов, как вы правильно и указали.

Алекс, благодарю за корректировки. Я хотел бы задать пару уточняющих вопросов, чтобы лучше разобраться.

  1. В случае с пекарней правильным будет сказать, например, так?

система: пекарня
надсистема: здание (в котором пекарня располагается) / район города (если пекарня – это отдельное сооружение).

  1. Про создание игры.

если целевая система: игровая сессия, меняющая состояние мозга игрока, то чем является сама видеоигра? Игра – это система создания?