Итоги второй недели курса "Системное саморазвитие"

Первая неделя курса прошла в отпуске. Она добавила оптимизма по поводу сложной ситуации на работе и в жизни в целом. В рабочем проекте многое идёт не так, есть где наводить порядок, есть что менять к лучшему. Я даже думал что если до конца года ничего к лучшему не изменится - увольняться. Потому что неустроенность, в составе прочего, сильно давит. И скептически относился к перспективе что-то изменить уже уставшим от всего и в небольшие сроки. Но обещания курса дали надежду на то, что у меня получится с этим справиться. Я чувствую, что моего опыта и кругозора хватает на большое количество небольших ценных наблюдений и идей, но совершенно не хватает навыка свести это всё в единую систему и действие, меняющее мир вокруг к лучшему. Вероятно, этот курс и следующие за ним - то, чего мне сейчас больше всего не хватает для движения вперёд.

Но началась вторая неделя, закончился отпуск и работа начала бить обухом по голове. Вот вам те самые "неидеальные условия", в которых должно работать мастерство. Плюс, в любом достаточно теоретичном курсе, где нельзя проверить понимание исключительно практикой через задания со временем приходит момент, когда материал накапливается, громоздится кучей и ты уже совсем не уверен что понимаешь всё что требуется понимать. Вот смотрю я на заметки по второй неделе и кажется что целиком-то всё понятно. Но сказать особо нечего (поэтому и этот пост - итоговый, а не про развитие темы). При этом помню, что в первой неделе я видел много моментов, в которых можно было поразмыслить, примерить к своей жизни, развить идеи, а где-то даже покритиковать авторов за поверхностность и углубить идеи самому. А здесь просто "ну всё вроде понятно". Ясно что что-то идёт не так, читаю и мыслю недостаточно глубоко. Но ресурсы (особенно когда тебя каждый день выматывает что-то другое) на курс ограничены и поэтому следует принимать это недопонимание до какой-то степени. Как говорится в какой-то части уже пройденного материала курса: поначалу цель - просто инвестировать время. А там если что-то недопонял, интегрировал в свою картину мира не так глубоко как хотелось бы - нестрашно. Темы такие, к которым еще придётся возвращаться. И они раскрываются дальше и в самом курсе и в последующих. Слишком долго застревать на одном месте без серьёзной необходимости чревато для мотивации. Это, кстати, одна из причин, по которой я много забрасывал обучение по разным направлениям в прошлом. Где-то застрял, упёрся рогом "пока не буду уверен что всё хорошо понимаю - дальше не пойду", прошло время, забросил.

Итак, что именно понятно.

  • Понятно что нужно постоянно строить себя и делать это с умом, системно. Есть разные слои мастерства, те которые пониже - мета- и транс-, они помогают нам с освоением верхних, более практичных. Поэтому большинству из нас хорошо в первую очередь концентрироваться на нижних. Но в целом они все развиваются вместе.
  • Квадратик осознанности/компетенции давно знаком, но дополнительный фокус дал больше поводов поразмыслить, а где я нахожусь в разных сферах жизни.
  • Спектр (из-за цветастости спектра света для нас, людей, иногда хочется использовать термин "градиент") формальности тоже вполне понятен, но понравилась идея движения по нему в разных ситуациях.
  • Про свои привычки я ничего не понял нового, кроме того что явно вредных среди них нет. А с остальными дело обстоит тоньше, надо углубляться. Вообще, обсуждение привычек в курсе показалось довольно грубым и поверхностым. Курение и алкоголизм - слишком простые мишени. А "могли бы потратить время на что-то более полезное" - в жизни большинства людей совсем не про время, а про собранность. Я полагаю что редкий участник курса, которого не силком сюда привели, смотрит телевизор вечером, потому что считает что это лучше чем "саморазвиваться". Скорее всего он просто страшно устал и на большее его в данный момент не хватает.
  • Про время, инвестирование, и как хорошо его тратить на хорошее, а на плохое тратить плохо - тоже понятно. Осталось только решать свои персональные проблемы, которые это делать мешают. И для этого нужно много думать и концентрироваться.
  • Здоровье хорошо. У меня даже есть такой проект в списке проектов, только в силу "отсутствия мастерства собранности" подзаброшен.

Сейчас моя главная цель это научиться системно работать с проектами, которые ставит передо мной курс или выбираю я сам, видя свои слабые стороны. Не забывать, не забрасывать, учиться анализировать что идёт не так, и исправлять это. Это всё очень важно в неидеальных условиях. Я начал читать тексты третьей недели, и там очень понравилась концепция долгосрочного внимания, удерживаемого на практиках через экзокортекс. На самом деле что-то подобное для себя я уже пробовал несколько раз в разных формах. Выделял, например, из общего списка проектов отдельный файл проектов, на которых концентрируюсь в настоящее время, чтобы постоянно в него заглядывать и контролировать, как всё движется. И, как и всё на свете в своей жизни, забрасывал. Этот курс и его идеи заставляют вернуться к этому снова, подумать лучше, и сделать сам по себе "экзокортекс фокуса" проектом, над которым следует работать, который следует контролировать и анализировать. Формулировать цели и критерии системы.

Александр, спасибо за пост.

На данном этапе самым важным является изучение и систематическое применение практик студента, описываемых в курсе. Они дадут возможность быстрее и качественнее освоить материалы текущего и последующего курсов.

Применения системного подхода в проектах вначале будут в формате тренировок. Лучше именно так их воспринимать, начиная с небольших масштабов. Хотя и такие тренировки могут принести серьезные улучшения в рабочие процессы.