Мысли вслух

Важна ли для потребителя низкая предсказательная сила ненаучных картины?

Они формируют образ, частично совпадающий с физической реальностью. Но возможно, такой образ достаточно точен для описания жизни.

Предполагаю, что по правилу трёх сигм, 68% событий будет укладываться в стереотип. В то же время, научная картина мира хоть и даёт причинно-следственную связь, но воспринимается так же на веру и фактически замещает собой религиозно-суеверные понятия. Для потребителя информации важно получить модель с достаточно сильным предсказательным эффектом, а вот достаточность предсказательности уже инидвидуальный фактор.

Важно ли, на основе чего получена такая модель?

Например, результаты эскпериментов “классической” психологии поставлены под сомнение из-за низкой воспроизводимости, но это не мешает их тиражировать.

Гипотезы и результаты экспериментов в обществе принято принимать на веру, а не опровергать. Оно и понятно, что опровержение с размышлением - сложный и энергозатратный мыслительный процесс. Тем более, если большая часть социального окружения такой процесс не одобряет.

Так, в качестве доказательного материала для той или иной гипотезы предлагается не провести расчёты, а посмотреть объясняющее видео с аппеляцией к авторитету.

Возможно, как раз в условиях гиперинформированности становится сложно проявлять любознательность. Сила общественного мнения только увеличилась, и недостаточно сменить локацию, чтобы уйти от пристального взгляда морализирующего общества. В итоге желающие сдвинуть границы познания дистанцируются от общества, соблюдая аскезу - раньше в виде нахождения в монастыре, сейчас в виде ограничения информационного шума.

не увидел ответа на вопрос поставленный в начале текста, так всё-таки важна или нет ?)

в тексте есть довольно спорные утверждения, например “Оно и понятно, что опровержение с размышлением — сложный и энергозатратный мыслительный процесс. Тем более, если большая часть социального окружения такой процесс не одобряет.”

как проявляется, “не одобрение” со стороны социального окружения ?)

Спасибо за комментарий!

не увидел ответа на вопрос поставленный в начале текста, так всё-таки важна или нет ?)
Думаю, что не важна: бОльшая часть взамодействия с реальностью покрывается ненаучными картинами. Если в 2 из 3 случаях суеверия справляются с описанием события, то потребителям это ок.
как проявляется, «не одобрение» со стороны социального окружения ?)
Изменение уже устоявшейся в голове картины мира сопровождается энергозатратами. Нежелание любого человека менять взгляды без особой на то причины, помноженное на силу конформизма, даёт мощный заряд от общества с призывом соответствовать нормам.

У Талеба формулируется мысль: “Рационально всё, что позволяет коллективу - компонентам, которые должны жить долго - выживать”

Т.е. даже если картина мира не научна, а это просто верования, но они помогают выживать - то ОК. От них даже предсказательности никто не требует, да и люди не думают в таких терминах. Просто носители этих картин мира по каким-то причинам выживают.

Не факт, что мы с нашими научными картинами и предсказательностью выживем в отличи от этих людей :slight_smile:

PS Я не хочу сказать, что я согласен с тезисом Н.Талеба - всё таки его книги очень вольны и противоречивы. Касательно данного утверждения я считаю, что он верен для пассивного отношения к жизни, а как только ты занимаешь проактивную (хочешь менять мир вокруг себя), так тут и возникаем необходимость предсказательности.

Спасибо, как раз в этом ключе и рассматривал мысль!)

Предсказательность скорее как свойство картины: если она не помогает носителю оказаться в желаемом будущем, то носитель может и не дожить до передачи такой картины потомкам. То есть эволюционный и половой отбор в действии.