Итоги курса "Системное саморазвитие"

Посты

Количество написанных постов: 11 (с данной статьей 12).

Неожиданно большое число, хотя если брать один пост на одну главу то вполне ожидаемые результат. Можно ли было написать больше? Можно, но проблематично, так как это вопрос к главному ресурсу - времени. Практика показала, что для меня экономней написать одну заметку, затрагивающую несколько вопросов, чем несколько, каждая по отдельной теме. Скорей всего вопрос вхождения в поток: тяжело войти, но если вошел, то трудно выйти. "И причем тут помидор?"

Практика мышления письмом

Про прогресс в практике мышления письмом говорить сложно, потому что регулярно пользовался этой практикой и до этого. Скорей нужно говорить о систематичности применения данной практики, так как сам я её применял спорадически по запросу. На данный момент систематичность определяется требования курса и пока не готов сказать, что изменится в практике для личного использования.

Самый большой прогресс - это в практике совместного использования экзокортекса и мышления письмом. Открытие месяца: Obsidian.

Освоенные прикладные практики:

  • Ведение умных заметок. Книги не относящиеся к развлекательным читаю с использованием этой техники.
  • Использование помидора. Для себя использую, как средство настроиться на рабочий процесс. Неожиданно подошло для самоорганизации занятий старшего сына.
  • Внедрение экзокортекса в рабочем процессе. Речь идет скорей не об использовании, а получении удовольствия от его использование: появилось осознание, как сильно это выручает в трудные моменты.
  • Неожиданно: скрайбинг. Как оказалось, я это уже умел и использовал, но не знал, что у этого есть такое умное название. "Умение пользоваться классной доской. Ценность тем выше, чем дольше продолжительность урока" - как сказал мой друг, обременённый классическим педагогическим образованием. Удалось уточнить некоторые детали и вытащить в область осознания технические приемы, которые использовались интуитивно.

Модели курса

С использованием моделей курса есть то же затруднение ментального свойства: большинство из них я уже знал ранее и так или иначе мог применить. Т.е. отношение к ним "а как иначе?". Но ведь разбиение жизненного мастерства на подмастерства - это тоже модель "Человек-платформа"! И это самая полезная модель, которая позволяет все учебные активности отнести к тому или другому мастерству и привязать к уже имеющимся навыкам.

Например, выделение в фокус внимания ролевого мастерства позволило на данный момент начать отслеживать свои и чужие роли - вообще думать в этом направлении, а также получать удовольствие от отыгрыша своей роли, какой бы она не была. Даже собрал шкаф, усиленно в этот момент думая, что у меня сейчас за роль и какое практическое мастерство я в этот момент прокачиваю.

То же самое с мыслительным мастерством и мастерством собранности. Модель позволила вывести в осознание свои образовательные усилия. С тем же усвоением скрайбинга в фоне усиленно проходило обдумывание, как это сочетается с более сложными формами мышления и определение четких границ применимости данного метода в рамках модели человек-платформа (Спойлер: для себя умные заметки эффективнее).

Прочитанные книги

  • Как делать умные заметки. Шла в комплекте с освоением Obsisdian-а. Впечатление смазанное, так как основная информация из неё была получена в рамках курса и различным руководством по использованию Obsidian.
  • Нассим Талеб: "Антихрупкость" и "Рискуя собственной шкурой". С общими концепциями книг был уже знаком раньше, но в данный момент книги обратили внимание на вопросы этики и античных авторов.
  • "Скрайбинг. Как объяснить просто". Книга была поставлена в очередь и проработана в рамках развития текущего практического мастерства: преподавание, публичные выступления.

На "умное чтение" книг уходит примерно 1 часа в день (кроме выходных, так как нужен стационарный компьютер), примерно по 5-7% книги в день. Ускоряться или увеличивать время нет смысла, так как снижается качество потребления информации, но параллельно можно читать что-то из прикладных практик - похоже, что в данном случае задействуется какие-то разные отделы мозга, что позволяет практиковать параллельное чтение.

Изменение интересов

Причина и следствие у меня поменяны местами: не интересы изменились благодаря курсу, а я подписался на курс, потому что изменились интересы.

В силу последних геополитических потрясений привычные новостные каналы начали вызвать нешуточное раздражение. Часть "полезных" была перенесена в Телеграмм, остальные источники были отключены. Недостаток информации сначала начал восполнять подкастами и книгами на английском и испанском языках, а потом решил попробовать линейку курсов ШСМ, о которых регулярно читал в заметках А.Левенчука.

Т.е. прохождение курса не вызвало смену интересов, а продолжило уже наметившийся курс изменений и закрепило его.

Темы для исследования

  • Античные авторы - стоицизм. Пересекается с книгами Нассима Талеба и вопросами этики.
  • Практики продления жизни. В моем случае - практики улучшения качества жизни (в ковид неожиданно развилась малоподвижность тазобедренных суставов). В силу возрастных изменений старые практики перестали отвечать текущим запросам, нужно пересматривать весь подход в целом.
  • Помощь в построении индивидуальной траектории развития для старшего сына. Пока делается упор на практическое мастерство в информатике, физике и математике + проводятся эксперименты с практиками личной собранности. Также при обсуждении с ним текущих вопросов стараюсь, в том числе использовать модели и терминологии курсов ШСМ - по крайней мере на его уровне понимания.

Изменения в жизни

Главные изменения в повседневной жизни связанны с массовым использованием экзокортекса и мышления письмом. Как я отмечал ранее, это в первую очередь изменило рутинные операции на работе: всё что может быть задокументировано или записано - должно быть записано, если это не записано - этого не было! И самое главное данное документирование выполняется с удовольствием.

Также данная связка изменила характер обработки информации. При сформированной личной базе необходимую информацию проще достать оттуда, поэтому теперь любая новая информация проходит фильтр: пригодится ли она в дальнейшем и если да, то как её записать? И обратная сторона: при ответе на вопросы, я всё чаще копирую уже готовые ответы из личной базы, а не формулирую ответ с нуля.

На прохождение курса у меня ушло примерно 1.5 месяца, думаю, пока это не очень большой срок, чтобы изменения в практиках успели повлечь за собой очень заметные изменения в жизни.

Поздравляю с завершением курса! Отлично, что получилось выполнять основные практики студента и выдержать темп написания постов.
Впереди большая программа обучения, и каждый следующий курс будет давать новые инструменты для проведения изменений во всех сферах жизни.