Играть нельзя учиться

Цитата из Википедии про игровую форму обучения:

Особенностями данного типа обучения взрослых являются

  1. Акцент на увлечение. Важным для образовательного процесса становится интерес обучающегося. При грамотной организации процесса, развитие интереса приводит к накоплению знаний.
  2. Мотивация через развлечение. Удовольствие, получаемое в процессе образования, становится помощником в раскрепощении обучаемого, и способствует формированию стойкого интереса к учебному процессу
  3. Игра как важнейший принцип. Следуя концепции И. Хейзинга, изложенной в работе «Homo ludens», игра становится краеугольным камнем обучения. Это связано с преодолением преувеличенного внимания к осознаваемым (рефлексивным) механизмам обучения (их осознанному формированию и развитию) и с реанимацией роли неосознаваемых механизмов, которые в игровых формах деятельности являются доминирующими. В результате эдьютеймент оказывается универсальном подходом к конструированию обучения как взрослых, так и детей.
  4. Современность сопровождения. Разнообразия этих форм обучения оказываются привлекательны и для солидных людей, и для молодёжи, и для детей школьного и дошкольного возраста ещё и потому, что их реализация связана с использованием актуальных видео и аудио источников, дидактических игр, образовательных программ на девайсах.

Особенности эдьютеймента в понятиях моделей обучения.

1 пункт. Интерес или любопытство - первый этап в постановке привычки. Больше интереса - больше вероятность освоить знание.

2 пункт. Если процесс приносит удовольствие, то мотивация выше. Проще достигать промежуточных целей на этапе МОГУ в постановке привычки. Игровая форма по первым двум пунктам напоминает досуг и состояние потока. Звучит привлекательно.

3 пункт. Использование интуитивного мышления в ущерб формальному. Интуитивным мышлением обладают все или почти все люди независимо от уровня развития. В отличие от формального. Так что универсальность присутствует. Но она является и большим минусом. В спектре мышления игра и интуиция занимают левый полюс. Он соответствует неосознанной некомпетентности (НК) и компетентности (К), обучающийся не "задействует" этапы осознанной НК и К. При этом из неосознанной НК игра должна сразу привести к  неосознанной К. Из отсутствия мастерства сразу к наличию. Возможно ли такое? Тарзан Эдгара Берроуза смог. А вот я вряд ли смогу. Согласно модели Колба взрослый человек проходит цикл при обучении: экспериментальный опыт, рефлексию опыта, выведение правил, практическое применение. Далее цикл повторяется. Без применения формального мышления, а значит без рефлексии и анализа обратной связи обучение будет слепым. Будь у меня миллиарды лет на эксперименты, как у эволюции, проблем не было бы. Но увы.

4 пункт описывает использование экзокортекса, что я могу только поддержать.

Как психолог я знаю о важной роли игры для детей дошкольного возраста. Она развивает произвольность. закладывает в картину мира детей правила, тренирует речь и моторику. Первое соответствует мастерству собранности, второе мыслительному, третье прикладному мастерству. Но как тренер взрослых я использовал игровые моменты на тренингах только с определенными целями. Для пробуждения интереса, активации участников или в качестве метафоры процесса или навыка, например в этапах продажи. Подмена тренинга развлечением может дорого обойтись заказчику. Но к сожалению такое бывает.

Вывод. Обучаться только играя нельзя. Встраивать игровые элементы для активации, пробуждения интереса, достижения потока можно.

Исчезающие заметки на полях:

Мне кажется, что главное отличие “игровой формы обучения” от “авторитарной педагогики” лежит в области “ставить шкуру на кон”. В тех же спортивных дисциплинах, куда люди ходят как на хобби и можно сказать “обучаются развлекаясь” те же тренера постоянно говорят, что для прогресса надо участвовать в соревнованиях. В том же детском тайском боксе тренер утверждал, что он сходу видит ребенка у кого есть 1-2 боя на ринге и того, кто занимается “для удовольствия”, при чем количество тренировочных спаррингов не имеет значения.

Меня в свое время очень сильно развеселил пост, где народ рассуждал, есть ли в Штатах тренера и преподаватели, которые требовательны к подопечным и могут даже на них на орать. Ответ был: “Есть. Например это тренера на уровне колледжей и университетов, где нужен результат и на кону большие деньги. И получают они тоже большие деньги. Потому что орать на подопечных - это портить себе настроение. А кто за дешево будет себе портить настроение?”

Исходя из этого можно сделать вывод, что игровую педагогику придумали ленивые люди, которые не хотят портить себе настроение, и подвели по это базу (шутка, но с долей шутки)…