Цитата из Википедии про игровую форму обучения:
Особенностями данного типа обучения взрослых являются
- Акцент на увлечение. Важным для образовательного процесса становится интерес обучающегося. При грамотной организации процесса, развитие интереса приводит к накоплению знаний.
- Мотивация через развлечение. Удовольствие, получаемое в процессе образования, становится помощником в раскрепощении обучаемого, и способствует формированию стойкого интереса к учебному процессу
- Игра как важнейший принцип. Следуя концепции И. Хейзинга, изложенной в работе «Homo ludens», игра становится краеугольным камнем обучения. Это связано с преодолением преувеличенного внимания к осознаваемым (рефлексивным) механизмам обучения (их осознанному формированию и развитию) и с реанимацией роли неосознаваемых механизмов, которые в игровых формах деятельности являются доминирующими. В результате эдьютеймент оказывается универсальном подходом к конструированию обучения как взрослых, так и детей.
- Современность сопровождения. Разнообразия этих форм обучения оказываются привлекательны и для солидных людей, и для молодёжи, и для детей школьного и дошкольного возраста ещё и потому, что их реализация связана с использованием актуальных видео и аудио источников, дидактических игр, образовательных программ на девайсах.
Особенности эдьютеймента в понятиях моделей обучения.
1 пункт. Интерес или любопытство - первый этап в постановке привычки. Больше интереса - больше вероятность освоить знание.
2 пункт. Если процесс приносит удовольствие, то мотивация выше. Проще достигать промежуточных целей на этапе МОГУ в постановке привычки. Игровая форма по первым двум пунктам напоминает досуг и состояние потока. Звучит привлекательно.
3 пункт. Использование интуитивного мышления в ущерб формальному. Интуитивным мышлением обладают все или почти все люди независимо от уровня развития. В отличие от формального. Так что универсальность присутствует. Но она является и большим минусом. В спектре мышления игра и интуиция занимают левый полюс. Он соответствует неосознанной некомпетентности (НК) и компетентности (К), обучающийся не "задействует" этапы осознанной НК и К. При этом из неосознанной НК игра должна сразу привести к неосознанной К. Из отсутствия мастерства сразу к наличию. Возможно ли такое? Тарзан Эдгара Берроуза смог. А вот я вряд ли смогу. Согласно модели Колба взрослый человек проходит цикл при обучении: экспериментальный опыт, рефлексию опыта, выведение правил, практическое применение. Далее цикл повторяется. Без применения формального мышления, а значит без рефлексии и анализа обратной связи обучение будет слепым. Будь у меня миллиарды лет на эксперименты, как у эволюции, проблем не было бы. Но увы.
4 пункт описывает использование экзокортекса, что я могу только поддержать.
Как психолог я знаю о важной роли игры для детей дошкольного возраста. Она развивает произвольность. закладывает в картину мира детей правила, тренирует речь и моторику. Первое соответствует мастерству собранности, второе мыслительному, третье прикладному мастерству. Но как тренер взрослых я использовал игровые моменты на тренингах только с определенными целями. Для пробуждения интереса, активации участников или в качестве метафоры процесса или навыка, например в этапах продажи. Подмена тренинга развлечением может дорого обойтись заказчику. Но к сожалению такое бывает.
Вывод. Обучаться только играя нельзя. Встраивать игровые элементы для активации, пробуждения интереса, достижения потока можно.