Ретроспектива как командная практика мышления

На нашем курсе делается большой упор на практиках мышления, которые помогают вытянуть из головы мысли и проработать их дальше, чтобы сохранить или развить в нечто большее. Упор делается на мышлении проговариванием и мышлении письмом.

Похожие практики знакомы нам в разных исполнениях в быту и в профессиональной деятельности. Так мышление проговариванием можно найти в практиках “поплакать в жилетку”, когда мы делимся своими переживаниями с близкими и можем не только получить поддержку, но и лучше разобраться в себе и своих проблемах. Или же практика “расскажи плюшевому мишке”, когда проблему и способы её решения мы проговариваем коллеге или игрушке, что зачастую приводит к озарению еще до того, как коллега высказал свои предложения.

Из командных практик можно вспомнить ретроспективу, как способ коллективного мышления.Ретроспективу мы начинаем с того, что отсекаем непродуктивные контрфактуальные размышления с помощью Prime Directive. Она гласит: “Не зависимо от того, что мы узнаем на ретроспективе, мы понимаем и действительно верим, что все действовали наилучшим возможным образом учитывая информацию, которой они обладали, их навыки и умения, ресурсы и общую ситуацию в тот момент”.Затем мы можем использовать один из многих возможных шаблонов для фасилитации встречи, например, с сайта retromat для процесса коллективного обдумывания работы команды. Фасилитация ретроспективы чаще всего состоит из сбора информации, когда сперва участники вспоминают, что было важного и чем они хотели бы поделиться. Затем идёт обсуждение выгруженной информации. Последней стадией ретроспективы является фокусировка командных камер внимания на небольшом количестве проблем, выбор первых шагов по решению и закрытие встречи.


Так наиболее частым является ретроспектива из нескольких вопросов, например: “Что прошло хорошо?”, “Что стоило бы улучшить?”, “Что пошло не так, как задумывалось?”, “Что осталось не понятным?”. Члены команды отвечают на них, вспоминая прошедший период, завершенный проект или событие, которое является предметом ретроспективы.


На первом этапе члены команды выписывают на стикеры мысли, которые
приходят им на ум, при виде вопросов. Это делается каждым членом команды по отдельности и без обмена мнениями, чтобы вовлечь как можно больше людей, а так же избежать эффекта, когда мысль высказанная одним человеком избавляет других от необходимости думать. Такая практика мышления письмом в миниатюре.

Затем  стикеры группируются по кластерам и обсуждаются всей командой . Интересным эффектом, который возникает на данном этапе у команд с высоким уровнем доверия и эффективным взаимодействием, является состояние похожее на поток, когда высказанная мысль дополняется и улучшается в ходе обсуждения между членами команды, теряется ощущение времени.  Это похоже на мышление проговариванием.После завершения обсуждения происходит голосование, которое помогает выбрать, над чем команда будет работать. После сужения опций до 2-3 стикеров происходит новый раунд обсуждения и выбор следующих действий, выбор ответственного и договоренность по возможным срокам.

Закрытие ретроспективы может происходить или в формате, когда команда сообща радуется завершению этапа своей деятельности или отмечает членов команды, внесших наибольший вклад в достижение целей, что является способом дать обратную связь с положительным подкреплением.

Алексей, спасибо за пост!

Вы представили хороший обзор, но пока используя только одного понятия практики. Как вы помните в СМ оно имеет отношения с понятиями дисциплины и технологии, а так же рабочими продуктами. Для их освоения в связке самым лучшим ходом будет осмыслить, и возможно оформить в новый пост, с развитием уже представленного анализа. Что можно отнести к каждому из них в ваших примерах и как связаны.

Александр, спасибо за комментарий )

Правильно ли я понял предложение, что можно взять и разложить ретроспективу, как одну из практик фасилитации на технологии, рабочие продукты и роли. Здесь дисциплина будет уже фасилитация.

Да, верно. Только имеем виду, что для одной роли может быть несколько практик, одна из которых основная. Для одной практики нескольких ролей быть не может.