Театральная метафора. Метафора?!

 При выполнение заданий, включенных в разделы "Роль" и "Ролевое мастерство", в которых требовалось дать оценку своим навыкам в данных практиках, я честно вписывал себе: переключение между ролями "осознанная некомпетентность", вход-выход из роли - то же самое, ну может с самоконтролем что-то получше, а в остальном полный набор потенциальных проблем.: застревание в ролях, неумение разделать личные эмоции и роль, отсутствие осознанности и прочий букет комплекса самозванца.

При этом и раньше и сейчас, я в тексте постоянно встречал отсылку к "Театральной метафоре", но меня это никак не трогало. Ну да, вот такой красивый пример. При этом, что отвечая на вопросы для повторения, я упорно оперировал понятиями из сценического и актерского мастерства, далеко выходя за пределы примеров, которые были приведены в рамках курса. Я бы сказал, очень далеко выходя и интерпретируя эта метафору очень широко. В какой-то момент в ассоциативных связях при мышлении проговариванием у меня всплыло понятие Потока в связке с понятием (системой?) Спектакль. Я остановился. Подумал. Залез в записи, оставленные по следам предыдущих глав, и с удивлением обнаружил, что я везде отметил, что состояние Потока мне знакомо крайне слабо и я знаком только с его отголосками. Я подумал ещё. Понял, что как раз состояние Потока мне знакомо по выступлению на сцене: когда вся актерская группа попадает в состояние, когда уже не она играет спектакль, а спектакль играет группу. То самое состояние, когда исчезают все силы трения, ты не обращаешь внимание ни на какие раздражение, даже если что-то сильно пошло не так: уронили декорации в оркестровую яму (бывало и такое), обыгрывается труппой на раз, как будто это было задумано.

Я подумал в третий раз. Пришел к выводу, что весь мой опыт выступлений на сцене, оказался закапсулирован как-то отдельно от всего другого рабочего опыта. Нет, если практики были очень схожи, я понимал, откуда у меня взялся этот опыт: преподавателю очень кстати пришелся опыт выступления перед публикой, техники удержания внимания, голос и пр., но более широкий спектр переживаний и метанавыков так и остался там, в старом опыте и только для сцены. Скорей всего это случилось, потому что выступления проходили по разряду хобби и не были сразу сплавлены с прочими профессиональными навыками. Особенно удивляет это на фоне того, что с боевыми искусствами такой изоляции не произошло и интеграция с прочим опытом происходила всегда без особых проблем.

Как только я по случайной (согласен, далеко не случайной) ассоциации вытянул это переживание потока, театральная метафора сразу развернулась во всей красе и перестала быть метафорой. Оттуда сразу обросли ощущениями понятия данного курса: состояние Потока, разделение личных эмоций и эмоций роли, "ставить шкуру на кон" - ведь бессмысленно репетировать раз за разом, когда надо выходить и играть перед публикой, набор ролей и переключение ролей - когда тебе в рамках одного спектакля надо отыграть несколько скетчей, или вообще ты должен перевоплощаться буквально сходу, ролей много, а труппа маленькая, у каждого по две-три роли.

Данный опыт предлагает и другие интересные переживания, которые можно интегрировать в профессиональные навыки. Например, с каждым выступлением у нас уходило всё меньше и меньше времени на репетиции и запоминание ролей. В какой-то момент мы вообще обнаглели и начинали готовиться за 2 часа до выступления. Правда в этот момент труппа была уже совсем небольшая и все были сыгранными стариками (опытная проектная команда?). А вот это безумное ощущение импровизации на сцене? Когда ты знаешь свою роль на столько, что у тебя остается время перейти в состояние стороннего наблюдателя прямо на сцене и менять выступление прямо по ходу: находить более выразительные инструменты, шутить над коллегами по опасному бизнесу, заигрывать с публикой, тянуть эффектные паузы. Я так понимаю, это и есть то самое ощущение "знания роли" - прикладного мастерства, и "вхождения в проекты" - когда тебе надо всё меньше и меньше на раскачку в новой ситуации грядущего Спектакля (проекта).

А ведь есть ещё и практика импрова. Тут, наверно, вообще можно провести аналогию с экстремальным обучением практикам неизвестной роли с нуля в условиях реального проекта. Почему нет? Это же действительно крайне полезная практика. Пойду ещё подумаю. В четвёртый раз.

Отличный пост, спасибо!

Театральная метафора конечно останется метафорой, но очевидно что вам она понятна во много большем количестве аспектов, чем другим людям. Значит и пользы принесет больше. Вообще умение находить и переносить подходы из одной деятельности в другие очень важно и сильно помогает, так как сокращает время обучения новому. Получается что научившись чему-то в одном деле это знание переиспользуется в другом. Выделять и переносить методы работы тоже умение, которое для вас с этим примером думаю стало понятно.