Разбор использования метода “Соломенное чучело” на примере фрагмента учебника “Системное саморазвитие”

В данном посте я хотел бы рассмотреть использование метода “Соломенное чучело” в рамках дисциплины “Демагогия”, трансдисциплиной для которой является риторика.


Метод “Соломенное чучело”

Соломенное чучело является неформальным заблуждением. В отличии от формальных ошибок, которые содержаться только в логике, соломенное чучело содержит ошибку также и в самих посылках.

В ходе использования данного метода была применена совокупность практик — тезисы, которые были направлены на создание рабочего продукта — отрывок текста направленный на дискредитацию заданой темы.

Пример соломенного чучела мы можем увидеть в отрывке третьей главы в разделе “Изменённые состояния сознания и поток”.

Медитации помогают некоторым людям «проапгрейдить» свое управление вниманием, и, действительно, увеличить частоту отработки осознания, получше удерживать внимание. Однако некоторые люди могут сходить с ума из-за чрезмерного погружения в медитации. Точно ли вы хотите играть в «русскую рулетку» и проверять, не будете ли вы этим человеком? Зачем медитировать над чашкой риса или коаном, если можно размышлять о своих неудовлетворенностях при помощи специально заточенных под это психопрактик, а управление вниманием усиливать при помощи экзокортекса? Еще одна проблема – что медитации чересчур упирают на психологию и изменение себя, но ничего не говорят об изменении физического мира вокруг себя. Но нас не интересует осознанность на диване, нас интересует изменение мира, осознанность в постановке и применении практик в мире. Осознанность должна помогать улучшать жизнь людей: запускать ракеты в космос, изобретать лекарства от новых болезней, делать города чище и безопаснее, реализовывать свои способности и таланты в окружающем мире. Осознанность ради осознанности – бесполезная трата сил.

Тезисы

Признание положительного

Медитации помогают некоторым людям «проапгрейдить» свое управление вниманием, и, действительно, увеличить частоту отработки осознания, получше удерживать внимание.

Для того, чтобы убедить в негативности предмета, стоит начать с признания положительного. Лучше всего будет подчеркнуть что-то практика помогает лишь некоторым, то есть является результатом случая, а не закономерностью. Стоит сконцентрироваться лишь на одном аспекте (в данном случае внимание) и подчеркнуть его действенность. Таким образом другие положительные аспекты можно не брать во внимание.

“Цена” за положительное

Сразу же после положительного тезиса стоит поставить антитезис, который будет перечёркивать положительные стороны

Однако некоторые люди могут сходить с ума из-за чрезмерного погружения в медитации.

Использование одинаковых прилагательных создаст ощущение равновероятности положительных и отрицательных эффектов. То есть, кому-то медитация помогла, кто-то сошёл с ума. При этом, наличие случаев, когда медитация влияла негативно на психическое здоровье человека говорит лишь об одном — медитация может негативно влиять на психику. Если что-то имеет шанс случится, на большом масштабе оно обязательно случится. Например, кто-то может подавиться зубной пастой чистя зубы и умереть, исходя из чего, мы можем сказать: “Смотрите-ка, чистка зубов приводит к смерти, особенно если чистить зубы чрезмерно”.

Так-же стоит обратить особое внимание на слово “чрезмерный”, который подчёркивает, что если практиковать неправильно, то это может привести к негативным результатам. Можно привести другой пример подобного заблуждения: “Если использовать газовую плиту неправильно, то можно сжечь дом. Поэтому газом пользоваться не стоит.”

Третий момент это фатализация негативных последствий. Спектр влияний от практики медитации может разниться от крайне положительных, до крайне отрицательных, при чём спектр значительно смещён в сторону положительных эффектов, а количество случаев отрицательных эффектов сильно уменьшается с увеличением силы этих эффектов. Вместо использование медицинских терминов, например “психоз” был использован бытовой “сойти с ума”, для того, чтобы вызвать эмоциональный отклик и у каждого читателя в голове была своя картинка.

Среди сотен миллионов медитирующих, есть несколько миллионов у которых практика медитации из-за неправильного исполнения могла вызвать паническую атаку, есть на порядок или два меньше людей у которых медитация могла вызывать временный психотический эпизод и ещё на порядок меньше, у кого она могла вызывать длительное ухудшение психического здоровья (эти величины следствие примерных оценок, поскольку после тщательных поисков статистики я не нашёл).

Сравнение с негативным

Точно ли вы хотите играть в «русскую рулетку» и проверять, не будете ли вы этим человеком?

Если вам в голову приходит аналогия, которая может вызвать у читателя желаемый эффект, стоит её использовать вне зависимости от степени корректности. ”По статистике 1 из 15000 человек умирает от черезмерных занятий спортом. Точно ли вы хотите играть в “русскую рулетку” и проверять, не будете ли вы этим человеком?”

Пожалуй, стоит отказаться делать зарядку по утрам, чтобы не рисковать, не так ли?

Риторический вопрос, “либо-либо”

Зачем медитировать над чашкой риса или коаном, если можно размышлять о своих неудовлетворенностях при помощи специально заточенных под это психопрактик, а управление вниманием усиливать при помощи экзокортекса?

Постановка риторического вопроса так-же может служить эффективной практикой в создании соломенного чучела. Обычно оно не имеет в себе никакой конструктивной критики и является лишь макияжем для создания удобного образа. В нашем случае данный приём усилен диалектикой, предложением альтернативы, которая представлена более привлекательной, которая будто-бы исключает первый вариант. Что лучше: “Заниматься написанием дурацких комментариев или созданием своих гениальных постов с помощью специально заточенных под это психопрактик”.

В рамках практики вы сами можете придумать пример иллюстрирующий данный прием и оставить его в комментариях!

Отказ от определения и ложная атрибуция

Еще одна проблема – что медитации чересчур упирают на психологию и изменение себя, но ничего не говорят об изменении физического мира вокруг себя.

Лучший способ критиковать что-то, это оказаться от определения предмета критики, чтобы можно было критиковать не его самого, а то что мне о нём известно.

Для чистоты возьмём определение из англоязычной Википедии:

Meditation is a practice in which an individual uses a technique – such as mindfulness, or focusing the mind on a particular object, thought, or activity – to train attention and awareness, and achieve a mentally clear and emotionally calm and stable state.

Вольный перевод:

Медитация это практика в ходе которой практикующий использует технику, такую как внимательность (осознанность к моменту) или фокусировка внимания на определённом объекте, мысли или активности для тренировки внимания и самосознания и достичь ментальной ясности, эмоционального спокойствия и уравновешенного состояния.

Как мы видим из определения, медитация это практика, которая может использоваться в разных дисциплинах, которые относятся к разным картинам мира — как религиозным, так и научным. При чём некоторые из этих дисциплин подразумевают проактивные действия по изменению мира. В буддизме просветление индивидуальное не является окончательной целью, за неё ставится освобождение от страданий всех живых существ.

Делать вывод за читателя

Но нас не интересует осознанность на диване, нас интересует изменение мира, осознанность в постановке и применении практик в мире.

Кроме того, как мне кажется, здесь подразумевается что осознанность как практика в себе и осознанность по отношению к постановке других практик это взаимоисключающие вещи. Это дополняет представление медитации как “осознанности на диване”, представление её как чего-то недостойного внимания, посредственного.

Поляризация и обесценивание

Осознанность должна помогать улучшать жизнь людей: запускать ракеты в космос, изобретать лекарства от новых болезней, делать города чище и безопаснее, реализовывать свои способности и таланты в окружающем мире. Осознанность ради осознанности – бесполезная трата сил.

Здесь мы видим другой приём — поляризация и обесценивание практики. Если следовать логике данного отрывка, то если практика не даёт феноменальный результат, то она является бесполезной тратой сил.

Давайте сначала определим, каким образом мы можем верифицировать, что практика является бесполезной тратой сил. Если у нас есть какая-то неудовлетворённость, например, тревога из-за новостей. Мы можем использовать практику “вижу-слышу-чувстую”. В рамках неё нам необходимо отмечать каждые 10 секунд то, что мы в данный момент воспринимаем и использовать отметку “вижу”, “слышу” или “чувствую”. Например, за окном проехала машина — я отмечаю “слышу”. Чувствую покалывания в груди — отмечаю “чувствую”. Вижу белые или серые пятна перед глазами (глаза закрыты) — отмечаю “чувствую”. Спустя 10 минут практики мы можем почувствовать себя лучше и направить силы, которые прежде сдерживали тревогу на создание рабочих продуктов помогающих улучшать жизнь людей: запускать ракеты в космос, изобретать лекарства…

Заключение

Нет, я не считаю, что автор этого фрагмента осознанно пропагандировал отказ от медитации и в частности практик осознанности. Я считаю что это стало следствием прискорбного искажения от впечатлений создаваемых нью-эйдж культурой, которая зачастую имеет такое-же отношение к практикам осознанности как астрология как астрономии.

Для меня кажется очевидным, что использование практик осознанности повышает саму способность осознанно относится к своей жизни в целом. Точно так-же как метапознание (learning how to learn) повышает нашу способность учиться.

В подавляющем большинстве случаев регулярная практика осознанности приводит к увеличению благополучия в жизни и снижению психологических проблем. Полезность или бесполезность таких эффектов каждый может определить для себя, но разумнее будет судить об этом действительно попробовав.

Медитация действительно может вызывать проявление тяжелых внутренних переживаний, но не создавать их, а именно проявлять. Эти вещи так или иначе всё равно влияют на нашу жизнь и если научиться экологичным образом проживать их, это значительно упростит вашу жизнь и сделает её более приятной.

Зачастую травмы являются следствием систематичного игнорирования техники безопасности и тревожных звоночков. Именно поэтому, ровно как и в любой другой активности, важен травмо-информированный подход.

Мне бы хотелось написать про практики осознанности в терминах системного подхода, но это было достаточно трудоемко, поэтому займусь этим только если будет такой запрос.

В добавок короткий комикс про майндфулнес глазами инженера.

Браво! Очень красивый разбор. “Я так не умею!”

Руби, спасибо за прекрасный пост.

Не будучи специалистом ни в риторике, ни в медитации, не стану обсуждать представленные тезисы. Но хочу дать комментарий по терминологии системного подхода, а именно понятию практики. Вы показываете его связи и с понятием метода и понятием рабочего продукта, но пропускаете связку дисциплины/теории и технологии. Для данного поста думаю было бы особенно полезным рассмотрение теорий, которые есть в упоминаемых практиках.

Как мне кажется, основной проблемой восприятия медитации является отсутсвие предъявления научной теории стоящей за ней. Это не критика. Просто наука о работе мозга по сути начала вставать на ноги только в этом веке, с появлением хоть качественных инструментов измерения параметров активности мозга. Знаю, что соответствующие исследования медитации ведутся, их изучение и обсуждение сделает эту и подобные дискуссии более продуктивными.

Спасибо большое за комментарий! У медитации уже очень давно есть мощная научная база и история начала серьёзных исследований хорошо описана в книге “Изменённые черты характера” написанная Дениэлом Гоулмана (автор книги про эмоциональный интеллект)

Мне пост очень понравился, спасибо за расширение “картины мира”. Приложив определенные усилия, использовав этот метод можно написать “альтернативный” сборник “критических” комментариев ))). Хороший пример критичного отношения к информации.