Физтех и мехмат против ШСМ

Помню такой случай их жизни, когда я управлял дорожным хозяйством Тверской области. Губернатор поставил задачу сделать подъездную дорогу (около 3 км) к зоне инвестиционного развития, в которой уже располагались и планировали строиться новые крупные предприятия. К сожалению, юридическая неразбериха, земельный вопрос и необходимость координации нескольких министерств (финансы, региональное развитие, земельный комитет, отраслевики, муниципалитет, госэкспертиза) не позволяли построить дорогу за отведенные губернатором 2 месяца. Когда мы сделали разложили по времени все необходимые по закону действия, то получилось 1024 дня. И это без учета задержек, то есть на 3 км дороги необходимо 3 года, и это если считать, что бюрократия на федеральном, региональном и муниципальных уровнях сработают как часы.

Отбросим сейчас проблему государственного устройства, поскольку всегда будут сложные задачи, в которых требуется учитывать множество факторов.

Как справляться с сложными задачами?    

Главное понимать, что сложность связана с многоуровневостью. Сама дорога - это один системный уровень, но есть и уровень инвестиционной зоны с подъездными путями, а также уровни района, области и федерации. Есть еще уровни ниже дороги, и есть еще цепочка систем создания. На каждом уровне существуют свои заинтересованные лица и системы. Вам как руководителю придётся учитывать и общественное мнение, и особенности муниципального планирования и регионального развития, и федерального контроля. Также придется учитывать товаро- и пассажиропоток, особенности работы бюрократии, техническую инфраструктуру дорожной отрасли, устройство дороги и многое другое. Анатолий Левенчук в курсе “Системная инженерия” пишет, что это “типичная задача системного инженера, который будет работать с самыми разными прикладными инженерами для этих самых разных предметным областей. Системный инженер будет выстраивать проектную коммуникацию для согласований по всем этим вопросам”.

Я привел пример типовой задачи. Здесь не важно, что она про государство. Сам тип многоуровневых задач представлен и в коммерческой сфере. Чтобы справляться с подобными сложными задачами обычный человек учится поступательным образом. Он сначала попадает в команду, которая решает сложные задачи. Это, кстати, большая удача. Дальше он постепенно растет в должности и становится руководителем. Далее он может расти за счет проектов работы над все более сложными системами. И при этом не важна сфера деятельности. Дороги, транспорт, космос или хлебокомбинат - везде есть универсальные знания, которые также помогают быстрее разбираться с предметной областью.    

Однако, не каждый человек сможет пройти этот путь. Для этого, как говорят нужны мозги. Человек, который поступательно развивался, с большой вероятностью имеет хорошую вычислительную мощностm мозга. Она намного выше, чем у среднестатистического человека. Обычно эта мощность мозга развивается за счет сложного знания. Поэтому, например, среди таких головастых системных инженеров много физтехцев или мехматян.

Но все же мы в ШСМ считаем такой карьерный путь не совсем эффективным. Нет необходимости изучать физику или математику, чтобы потом отвечать решение подобных практических задач. Это получается какое-то опосредованное обучение, которое требует много времени. Вместо этого необходимо впрямую изучать системное мышление и системную инженерию (предварительно еще и онтологику и другие трансдисциплины интеллект-стека. Речь идет не о каких-то специальных прикладных знаниях, а об фундаментальных, то есть применимых на разных системных уровнях и в разных сферах деятельности. Фундаментальные знания - основа интеллекта.

ШСМ учит фундаментальным знаниям, которые можно непосредственно использовать для работы в сложных новых проектах. При этом нет фундаментальной разницы в строительстве дороги или ракеты, создании колонии на Марсе или ИТ-приложения. Я поэтому часто говорю, что с удовольствием променял бы 5 лет обучения на мех-мате на 2 года обучения в ШСМ. Мы буквально готовим людей, которые могут быстрее, чем где бы то ни было, научиться работать со сложными проектами и создавать лучшие системами. Мы готовим системных инженеров, директоров по развитию и деятелей-реформаторов, которые делают мир лучше.

P.S. Поручение губернатора мы тогда выполнили в срок. Из 2 отведенных месяцев на проработку и моделирование ушло более 1,5 месяцев, а саму дорогу построили, по моему, за неделю.  
P.S.2. Кстати, наши курсы по системному мышлению и системной инженерии преподаются в МФТИ. Мы прекратили работу с государственным бюджетом, поэтому последнему потоку МФТИ дали 48 лицензий формально бесплатно.

> … последнему потоку МФТИ дали 48 лицензий бесплатно
“Последний” в смысле, что больше не будет потоков, или просто “последнему” из набранных?

Формально с точки зрения финансов ни с государственными вузами, ни с госкомпаниями мы больше не сотрудничаем. Однако, будем всегда рады людям даже из госсектора, которые будут инвестировать в своё мастерство. В этом больше надежды, что они более ответственно подойдут к обучению и смогут принять sota в этике.