Круги вокруг системного мышления

В сторону идеи освоения практики "Системного мышления" я лежу очень давно. Лежу, потому что назвать эти поползновения освоением даже на уровне концепции было бы очень сложно.

Попытки я предпринимал неоднократно. Это и систематическое чтение блога и тг-каналов маэстро Левенчука, и самая первая его книга по "Системной инженерии" (она тогда была даже не "системным мышлением"), и курс на Курсере, и даже героическая попытка осилить книгу "Системное мышление" образца 2020 года. Пытался использовать тактику "не понимаешь сам, попробуй объяснить другим",  по ссылкам нашёл и прочитал конспект по онтологии г-жи Медведевой (закончилось всё чтением школьного учебника Логики образца 1950 года).

Не сказать, что результата совсем уж не было. Я узнал много новых умных слов и даже мог ввернуть из при случае в разговоре. Но свой результат я бы отнес к категории "Осознанная крайняя некомпетентность", потому что ни о каком применении на практике и речи не могло быть.

В какой-то момент времени я решил поставить себя в безвыходную ситуацию: записаться и пройти курс "Системного мышления", раз уж стандартный для меня метод подготовки пасует. К своему удивлению увидел рекомендуемую последовательность прохождения курсов с их длительностью и слегка приуныл. Внутренний методолог внутри меня безапелляционно сказал: раз рекомендовано, то проходи. И я пошёл проходить.

Предыдущие подходы к снаряду по крайней мере меня уже подготовили к терминологии, поэтому культурного шока я не испытал: была иллюзия, что все предлагаемые концепции мне знакомы. Но чем дальше, тем больше мне закрадывалось в голову подозрение, что всё это жжжжж не спроста. На главе 5 "Роль" оно полностью сформировалась: я немедленно вспомнил свой любимый методологический анекдот про двух акул - старую и молодую.

Молодая акула поинтересовалась у старого опытного товарища: "А ты как людей ешь?", на что получила ответ: "Ну я сначала делаю большой круг, потом маленький, а потом уже ем." "Ммм... А можно сразу с малого круга начинать?" "Можно! Но тогда с г...ном есть придется!"

Вот смотрю я теперь на это последовательность курсов и вижу эти самые акульи круги вокруг системного мышления (а может даже и не него, а чего-то другого, пока уровень осознанной некомпетентности не позволяет сказать точно). Я прям вижу, что если спросить кого-нибудь из преподавателей школы: "А можно я сразу начну с курса "Системное мышление"?", то в ответ услышу ответ старой акулы: "Можно, но тогда с г...ном есть придется!"

В общем, ситуация ясная: пойду делать все эти круги, ведь другой вариант я уже пробовал. И он мне почему-то не понравился.

Изучение системного подхода для всех представляет определенное испытания морально-волевых качеств. И, сожалению, большинство его не проходит и отваливается навсегда. Хорошо, что у вас получается и лежать в нужном направлении, и активизировать движение в его сторону. Значит в итоге все получится!

Содержательный комментарий дам по терминологию. Ваш пример с акулами все-таки методический, определяющий способ поведения для достижения лучшего результата. Методологическим было указание, что охотиться нужно именно на человека чтобы сразу наесться, а не гоняться за стаей мелких рыб.

Про терминологию: разрешите не согласиться и уточнить мою точку зрение про методологическое значение данного спора акул:

Считаю, что основной смысл заключается не в указании необходимости вести охоту на человека. Данные собеседники уже удерживают в голове один и тот же объект: человека, предназначенного для охоты и в целом у них это не вызывает разногласий. Т.е. с объектом (например, обучение системному мышлению) они определились, и разговор больше о том, КАК обеспечивать данное обучение. Вот тут старый опытный товарищ и выдвигает контринтуитивное суждение, что надо замедлять свой процесс охоты (учебы), что крайне неочевидно, при этом находя крайне весомый аргумент, которому сложно возразить.

Собственно, данную историю про акул можно легко распаковать (связать) с техниками медленного мышления: установление связей, медленное мышление, мышление с письмом. “В медленном зарождается быстрое” - как говорят в тайзци-цюань

Так КАК и определяется методом. Методологический вопрос — ЧТО.