Мышление письмом: внезапные связи

Я долго сопротивлялся использовать новые инструменты для мышления письмом, но какой-то момент решил поставить и посмотреть, какой принципиально новый опыт может мне дать Obsidian. Я не сторонник менять уже сложившиеся инструменты, но тут уже через пару часов использования (включая просмотры роликов по ознакомлению с интерфейсом) я понял, что для записи собственных мыслей на Evernote я больше не вернусь. При чем я даже затрудняюсь сказать, что в Obsidian лучше... Нет, не лучше, он просто удобней для записи потока мыслей. Evernote это про что-то другое: про сохранение информации, доступ к ней через облако, но не про полет мысли, это точно.

В целом, мышлением письмом, как и мышлением разговором, я более-менее всегда владел и использовал. Надо четко сформулировать мысль? Напиши небольшую статью и проговори её кому-нибудь ("Дай мне подумать об тебя"). А если уж совсем никого нет, но Заяц РП и Мышь Программист на рабочем столе всегда могут тебя выслушать и изумленно посмотреть на тебя. Но создание небольших заметок с перекрёстными ссылками и избыточным структурированием - это концепция оказалась достаточно новой для меня.

Заяц РП и Мышь Программист смотрят на тебя как на джуна

"Не знаешь, что делать - начни с того, что ты умеешь" - подход варвара всегда рабочий вариант. С чего можно начать создание заметок? С того, что я уже умею: начать вести конспект курса. Там более, что там в каждой главе есть каверзный раздел с вопросами на повторение и рыскать по уточнениям в материалах курса ещё то удовольствие. Сказано - сделано. Ну как сделано: для начало уже существующий конспект курса был перетащен из Evernote в Obsidian и продолжен там.

Но внезапно, после просмотра материалов по интерфейсу приложения, пришло в голову, что проще всего конспект сделать "оглавлением курса", а все понятия вынести в более маленькие куски информации - отдельные записи. И тут-то карта и пошла: я до этого с так явно не замечал, насколько лихо можно переплести ссылки на концепции из одной главы в другую, что обычный конспект превращается во что-то принципиально новое. "Так, срочно бросаем читать материалы курса и переделываем вот это всё!" - загорелся я и тут же себя отдернул: варвары так не поступают. Будем переделывать по мере того, как эти связи будут явно обнаружены.

Перекрестная картина ссылок внезапно начала активировать какие-то другие ассоциативные связи в мозгу. При выделении в отдельную заметку понятия "эмоциональной гранулярности" в голове начала зудеть мысль, что это очень что-то знакомое, но в смысле эмоций, а гораздо шире. Что-то про язык и практику, а потом меня накрыло ассоциациями.

Возьмём определение: "эмоциональная гранулярность - это способность ощущать более широкий спектр эмоций". А что значит ощущать? Ну нас ведь у всех практически одинаковое "мясное железо", ощущать мы должны примерно в одном и том же диапазоне, а далее в тексте утверждается, что это способность, которая может развиваться. Т.е. скорей всего речь идёт не сколько об ощущениях, а способности описать их! О словах, которыми пользуешься для их описание. О словарном запасе, который находится в твоем распоряжении для этой практики. Практики?!. Хм..

Вот, например, дегустатор и гедонист Всея Руси Денис Руденко писал  про практику дегустации вина: практически все люди чувствуют полный спектр вкуса и запаха (если у них нет физических ограничений), но проблема в том, что они не могут его описать. У людей в массе нет привычки описывать и проговаривать ощущаемые вкусы и запахи словами. Человеку нужно сделать сознательное усилие, чтобы начать это делать, а дальше эта практика начинает развиваться и его чувствительность растет. Чувствительность? Нет, она и была, растет способность распознавать продукт этой чувствительности.

Дальше я вспомнил, что в одном из учебников по рисованию был приведен пример, как рисовать человеческие лица по памяти. Утверждалось, что опытные художники не воспроизводят лицо в уме и рисуют с него, а вместо этого они заранее запоминают как они будут рисовать это лицо. Т.е запоминают не образ, а описание последовательности действий данной практики, чтобы её воспроизвести. Но ведь это же фактически то же самое описание своих ощущений, навеянных профессиональной деформацией, в рамках данной практики. Просто у него (художника) она есть, а у нас нет.

А дальше в рамках курса было "мастерство телесного соответствия". И тут мне сразу вспомнилось, что "рассинхронизация с телом" - это ведь тоже невозможность описать ощущения тела словами. Как говорил мне специалист, выправлявший мне последствия моих старых спортивных травм "Как замечательно, что вы можете четко описать свои ощущения в теле, так легко с вами работать". А пара новичков в тайци-цюань: "Удивительно! У нас есть ноги, мы их чувствуем. Мы можем делать ими странные вещи...". Люди неожиданно обнаружили, что они могут говорить о вещах, которые до этого слабо присутствовали в их картине мира, что даже говорить про них не было необходимости. Это ведь тот же самый более широки спектр эмоций. Или ощущений в теле. Что практически одно и тоже.

Остапа несло. Ассоциативные связи не хотели останавливаться. Вспомнились слова, которые Владимир Серкин, приписал Шаману: язык развивается вслед за практикой. Хотя тут можно сказать, что язык - это отражение практики.

На этом моменте пришлось себя останавливать: всё-таки сейчас цель переформатировать текущую практику мышления письмом, а не писать научную работу по по какой-нибудь психосемантике. Но соблазн был очень велик. И я подозреваю, в данной мыслительной практике он постоянно дышать в спину. Без мастерства фокуса (собранности) тут никуда.

Очень интересный пост. Полностью согласна про вино! Было бы интересно посмотреть на первые результаты вашей структуры. Пока не очень понятно, как вопросы можно сделать оглавлением и пользоваться этим подходом на протяжении всего курса, так как вопросы про разное в каждой главе.

Не-не-не! Возможно я не совсем точно выразился. Я не использую вопросы как оглавление, я делаю классический конспект с помощью структуры папок и заметок - аналог файловой структуры. А сам конспект нужен кроме как для ответов на вопросы. Если бы этого задания не была, то и сам конспект не был бы нужен.
Но идея в следующем: у нас есть структура папок, теги и ссылки. Вот структуру папок я назначил на создание конспекта, но внутри самих глав основные понятия и чек листы выносятся в отдельные заметки, в которых проставлены ссылки и на которые делаются перекрестные ссылки в других заметках и главах. Они используются независимо от структуры курса.
Скорей всего такую же структуру я буду использовать для конспектирования книг. или не буду. Если придумаю ещё что-нибудь…

Хороший пост!

Радует, что сразу начали использовать новые инструменты для “мышления письмом” и получили первые результаты!

Продолжайте в том же духе и делитесь с нами!