Собранность? Мыслительное мастерство или прикладное?

Без мастерства собранности нельзя получить мыслительное мастерство, а без мастерства собранности и мыслительного мастерства не получить прикладное мастерство. До прочтения главы 2 «Обучение и время», я уделяла больше внимания прикладному мастерству, и даже не размышляла над мыслительным мастерством и мастерством собранности. Почему? Во-первых, быстрее и возможно даже легче освоить прикладное мастерство. Во-вторых, приобретая прикладное мастерство, можно быстрее увидеть пользу и результат от инвестированного времени в изучение определённой прикладной практики. В-третьих, многие даже не осознают тот факт, что существует мастерство собранности и мыслительное мастерство и им тоже нужно учится. Многие думают, что они и без тренировки мастерства собранности, могут легко сосредоточить свое внимание на определённой задаче, выполнить ее и получить какой-то там результат (ключевое слово «какой-то»).

Возьму себя для примера. Для моей работы мне необходимо освоить прикладное мастерство-знание программы excel. В первый день я приступила к изучению данной программы и не заметила, как 3 часа без отдыха я усердно изучала программу курса. Я была достаточно сконцентрирована и, можно сказать, что я хорошо владею мастерством собранности. На следующий день, продолжив изучать данную программу, я не смогла осилить и час. Буквально каждые 10 минут я отвлекалась на что-то и не могла сосредоточить свое внимание на происходящем, тут уже и не скажешь, что я хорошо владею мастерством собранности.

Когда я прихожу в спортзал, то там я уже приобретаю другое прикладное мастерство. Прошло 2 часа, тренировка выполнена, есть усталость, но что-то не то, остается ощущение, что я недостаточно выложилась во время занятия и можно было бы еще потренироваться, чтобы тренировка была более результативной. Но дело совершенно не в затраченном времени. Высокие требования к себе я тоже не отменяю, но сейчас хочется обратить внимание на другой момент. Проблема тут в недостаточно развитом мастерстве собранности. Во время тренировки я была недостаточно собрана и сконцентрирована на том, что выполняю. Пришло сообщение в мессенджеры, нужно ответить, кто-то позвонил, нужно ответить и так далее. Все эти отвлекающие факторы влияют на качество полученного мною прикладного мастерства. Ту же самую тренировку я могла бы выполнить и за час-полтора, если была бы более собрана, и само занятие принесло бы больше пользы. Возникает вопрос: как же держать свое внимание только на одном? Практика «Помодоро» не поможет в данном случае развить мастерство собранности, так как это будет не совсем правильно 25 минут упорно тренироваться, а потом 5 минут отдыхать. Работа-отдых распределяются во время тренировки немного по-другому. Проверка соцсетей во время отдыха между подходами-это точно неправильный отдых. Я меняю роли. Я не должна отвлекаться от той роли, в которой я нахожусь в спортзале, на роль друга-приятеля, отвечая друзьям в мессенджерах.

Отвлекаться на посторонние дела во время выполнения задачи-это такая же вредная привычка, как и курение, ведь она нас останавливает на приобретение нашего жизненного мастерства. Как только мы приобретаем привычку отвлекаться, это нормализуется. Мы быстро забываем, как это было раньше, и что у нас есть выбор в этом вопросе. В нашей обычной среде у нас есть слишком много вещей, соперничающих за наше внимание, от уведомлений на телефоне, до котика, мурчащего рядом. Мы сами создали идеальные условия для того, чтобы не сосредотачиваться. Если мы хотим вернуть себе контроль, мы должны управлять своим вниманием, а не телефонными оповещениями.

Сконцентрировать свое внимание на поставленной задаче можно простым нажатием пальца на экране телефона «отключить уведомление», либо перевести телефона в режим полета. Если мы заранее отключим все искушения, у нас будет меньше шансов сопротивляться.

Также, сконцентрировать свое внимание мешает многозадачность. Иногда это неизбежно. Но в большинстве случаев, можно легко составить четкое расписание и решать одну задачу за другой. Таким образом, мы позволяем себе оставаться сосредоточенным, независимо от того, сколько мелких задач нам нужно выполнить. Не нужно смотреть на свои обязанности как на огромную кучу работы, а скорее, как на набор этапов, которые необходимо выполнять один за другим. 

Невозможно грамотно и структурировано мыслить, когда мы не обладаем мастерством собранности. Ведь именно мыслительное мастерство помогает человеку находить решения, когда он сталкивается с новыми для себя проблемами. А как можно правильно мыслить и правильно разобраться с проблемой, когда мы не можем задержать наше внимание на чем-то важном. Таким образом, мы примем неверное решение, ведь наше мыслительное мастерство сработает неправильно.

Отвечая на вопрос из главы «Чему учится?», нужно учиться мастерству собранности, мыслительному мастерству и прикладному мастерству.

Ирина, отличный пост, спасибо!

Вам удалось отразить на разный примерах важность мастерства собранности и его связь с другими видами. Также показали возможно основную современную проблему для его стабильного использования — зависимость от нотификаций телефона, и даже базовый рецепт решения через их отключение. Постоянный беззвучный режим телефона на самом деле уже стал признаком высокоорганизованных людей.

В дополнение для возможного ответа на ваши вопросы скажу, что дальше в курсе также будет изучаться понятие ролевого мастерства. Оно предполагает умение входить, выходить, удерживаться в определенной роли и качественно выполнять ее практики. И, например, у роли спортсмена не предполагается телефон во время тренировки, поэтому ролевое мастерство заставит оставить его в раздевалке.

Понравился пример со спортзалом. Абсолютно все между подходами сидят в телефонах, это очень бросается в глаза. Не уверена, что это влияет на результат, но вполне допускаю возможность такой взаимосвязи. Интересно, что должен делать человек между подходами, чтобы не выходить из роли спортсмена в спортзале?

Это должно определяться конкретной спортивной дисциплиной. Для силовых тренировок одни действия, для кардио другие, и т.д.

“На следующий день, продолжив изучать данную программу, я не смогла осилить и час. Буквально каждые 10 минут я отвлекалась на что-то и не могла сосредоточить свое внимание на происходящем, тут уже и не скажешь, что я хорошо владею мастерством собранности.”

Мне часто по работе приходится перелопачивать большие объемы информации, чтобы из них сформировать что-то, что можно нормально донести людям и такое состояние я для себя называю “информационное отравление”. Вот тут как раз на мой взгля практика “Помодоро” была бы оптимальной: перерывы позволяют прочистить мозг между подходами. Главное, не отравиться совсем в первый день… Тогда даже Помодоро не поможет: мозг будет испытывать отвращение к данной информации.